Лучший педагог года

Экологический годовой проект «Дом под крышей голубой»

Наталия Уварова
Экологический годовой проект «Дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта.

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Сроки реализации: декабрь 2022 - сентябрь 2023 год.

Участники проекта: дети старшей группы № 1, родители, воспитатели группы.

Актуальность.

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.

Публикация «Экологический годовой проект „Дом под крышей голубой“» размещена в разделах

Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Гипотеза.

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости.

Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.

2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

3. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;

4. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих, растениях;

5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

7. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Предполагаемый результат:

• сформировано представление о живой и неживой природе;

• повышен уровень экологической грамотности детей;

• создана экологически – развивающая среда в группе на участке детского сада;

• изготовить поделки из природного материала;

• создать плакаты в защиту природы;

• привлечены родители к более активному участию в жизни детского сада.

Этапы проекта

1 этап подготовительный:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);

2. Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;

3. Разработать консультации для родителей;

4. Сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.

2 этап. Разработка проекта:

1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;

4. Составить план реализации проекта.

3 этап. Реализация проекта.

Игровая и образовательная деятельность.

Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т. п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник, о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.

Экологические экскурсии.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления.

Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет?», «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.

Коллекционирование.

Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты.

Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»

О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Г. Бажов «Хозяйка медной горы»

В. Бианки «Лесные происшествия»

Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»

Загадки об обитателях леса

Зима

Декабрь

Развивающая игра «Как зовут тебя, растение?»

Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память.

Беседа «Волшебница – вода»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.

Экспериментирование «Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.

Экспериментирование «Что мы знаем о воздухе?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха, дать знания о необходимости чистого воздуха.

Конкурс «Вместо елки – букет» (изготовление декоративных елок из различных материалов)

Лото «Основы безопасности в природе»

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

Январь

Беседа «Дом под крышей голубой»

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Д/и «Найди, что опишу»

Учить находить животное или растение по описанию.

Лото «Животные тайги»

Познакомить с растительным и животным миром тайги.

Зоологическое домино

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Февраль

Д/и «Что будет, если…»

На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.

Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.

Игра-викторина «Мои зеленые друзья»

Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.

Весна

Март

Д/и «Город, в котором хотел бы я жить»

Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.

март

Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»

Дать понятие о почве как о «живой земле».

Беседа «Путешествие по страницам книги «Тайны живой природы».

Развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире лесного царства; развивать способности, выражать свое отношение к роли через игру.

«День воды» (22 марта)

Акция «Берегите воду», выставка рисунков.

Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе.

Экспериментирование «Очистка грязной воды»

Дать детям представление об очистке воды.

Д/и «Природа и человек»

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой. март

Апрель

«День птиц» (1 апреля)

- акция «Возвращайтесь, птицы к нам» (развешивание скворечников)

- беседы на тематических занятиях о творчестве Виталия Бианки «Рассказы о природе" (для детей старшего дошкольного возраста)

- ирга-путешествие «Птичьи загадки»

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста,

- выставка творческих работ «Птицы родного края»

«День здоровья» (7 апреля)

- спортивно-физкультурный праздник,

- цикл бесед на тематических занятиях о здоровье "Витамины – наши друзья",

- информационный стенд «Мы за здоровый образ жизни»,

- презентация памяток о здоровом образе жизни

«День экологических знаний» (15 апреля)

- издание информационных буклетов для родителей и детей «Человек и природа», - акция «Чистый город»

(уборка и благоустройство территории ДОУ и прилегающей территории)

Д/и «человек – верный сын природе»

Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

«Всемирный день Земли» (22 апреля)

- практикум для родителей «Экологическая безопасность» с выступлением детей подготовительной к школе группы,

- акция по благоустройству территории детского сада «Очистим планету от мусора вместе!»,

- экологический досуг

«Зеленый десант»,

- конкурс поделок из бросового материала для родителей «Фантазия»

ООД «Лес – наше богатство и краса, береги свои леса»

Уточнить и расширить знания детей о лесе, закрепить правила поведения в лесу, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Май

Беседа на тему «Растения-фитотерапевты» Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи» Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Лето

«Международный день защиты детей» (1 июня)

- развлечение «Разноцветный мир»,

- конкурс рисунков на асфальте,

- акция «Украсим детский сад цветами» (высадка рассады цветов, оформление новых клумб)

«Жалобная книга природы» (июль):

- викторина «Знатоки природы»,

- оформление информационных стендов «Экология и безопасность»,

- труд на участке ДОУ,

- изготовление природоохранных знаков «Правила поведения в природе»,

- беседы с детьми «Заповедники Липецкой области»,

- изготовление поделок из природного материала

«Всемирный день бездомных животных» (15 августа)

- беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы.

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов.

Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины.

Тематический день «Волшебная экология души». Экологическая акция «Мой чистый двор». Фотогазета «Этого не должно быть!»

Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры.

Воспитатель, дети

Беседа «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков.

Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.

Сбор различного природного материала на территории детского сада.

Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.

Создание поделок из природного материала

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.

Кормление птиц зимой

Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.

Рисование совместное «Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего».

Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.

Консультации, беседы, круглые столы для родителей

4 этап. Итоги. Презентация проекта.

1. Выставка поделок из природного материала;

2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;

3. Создание лэпбука.

Публикации по теме:

Годовой межгрупповой проект «Хоровод дружбы»Годовой межгрупповой проект «Хоровод дружбы» Годовой межгрупповой проект «Хоровод дружбы» Тип проекта: межгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный. Сроки реализации проекта:.

Годовой проект «Музыка и спорт» Годовой проект «Музыка и спорт»1. Актуальность проекта. Пояснительная записка. В связи с введением ФГОС ДО, принцип интеграции образовательных.

Летний фотоотчет «Аист на крыше, счастье под крышей»Летний фотоотчет «Аист на крыше, счастье под крышей» Наше северное лето никак не может до нас дойти, где -то задержалось оно в пути. Но мы еще надеемся на теплые солнечные денечки, мечтаем.

Проект «Дом под крышей голубой» в старшей группе Цель проекта: - Дать представление детям о том, что человек часть природы. Задачи: — Научить детей отличать природные объекты, от искусственных.

Сценарий досуга с родителями «В кафе» в старшей группе в рамках работы над проектом по экологии «Дом под крышей голубой» Цель: формировать экологические представления детей о природном окружении человека, о том, что в природе всё взаимосвязано и что человек.

Экологический проект «Лягушка»Экологический проект «Лягушка» Цель:Формировать у детей "Экологическое чувство",чувство сопричастности всему живому,прививать детям экологическую и моральную ответственность.

Экологический проект «Мой цветочек»Экологический проект «Мой цветочек» Мы уже посадили огороды на подоконниках, скоро наступит пора работ на настоящих огородах, а значит, пора выращивать рассаду. Не забудем.

Экологический проект «Муравьи»Экологический проект «Муравьи» Проект «Муравьи» (вторая младшая группа) Название проекта: «Муравьи». Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с.

Экологический проект «Первоцветы» .

Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой» Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой» Словно крыша над землею, Голубые небеса. А под крышей голубою –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический годовой проект «Дом под крышей голубой»
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 09:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический годовой проект «Дом под крышей голубой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Уварова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД