Юлия Волобуева
Экологический проект «Цветочная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: старшая группа.
Аннотация: Экологический проект «Цветочная мозаика», старший дошкольный возраст, проект состоит из 4 основных этапов на каждом этапе решаются воспитательно-образовательные задачи включающие интеграцию различных образовательных областей. Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Селеменева Светлана Юрьевна.
Программное содержание:
Публикация «Экологический проект „Цветочная мозаика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область «Безопасность» : продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (бережно относиться к растениям). Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано экосистема (водоем – растения – земля).
«Познание» : Создавать условия для реализации проектной деятельности детей творческого типа (создание проектов детьми совместно с родителями). Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях (Лиатрис колосистый; Эхинацея, Тысячелистник, Герань и т. д.); закреплять умение ухаживать за растениями; знакомить с многообразием родной природы; с растениями своего края: Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы (объекты ландшафтного дизайна). Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять (создание клумбы)
«Коммуникация» : обогащать речь детей: ландшафт, ландшафтный дизайнер, компоновка рокарий, альпинарий, робатка и т. д. прилагательными, характеризующими свойства и качества растений;
«Труд» : воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать творчество и инициативу; привлекать детей к посеву семян цветов, высадке рассады цветов, к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Знакомить детей с трудом ландшафтного дизайнера.
«Художественное творчество» : развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие.
«Чтение художественной литературы» : развивать интерес детей к художественной литературе: стихотворения и рассказы про растения;
Цель проекта : развитие эколого-эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами ландшафтного дизайна; обогащение предметно-развивающей среды на территории детского сада ( создание природно-ландшафтных комплексов: «Волшебный городок», «Страна чудес», «Русский дом», украшение клумб, детских площадок и т. д.);.
Задачи: Образовательные:
1. расширять представления дошкольников о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях (Лиатрис колосистый; Эхинацея, Тысячелистник, Герань и т. д.) при ознакомлении с ландшафтным дизайном;
2. показать красоту и разнообразие растительного мира своего края;
3. учить детей устанавливать взаимосвязи объектов экосистемы (водоем, земля, растения (цветы, кустарники).
Развивающие:
1. привлекать детей к посеву семян цветов, высадке рассады цветов, к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб;
2. развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять (создание клумбы);
3. развивать творчество и инициативу.
Воспитательные:
1. включить детей и взрослых в активную практическую и созидательную деятельность по озеленению территории детского сада ( создание природно-ландшафтных комплексов: «Страна чудес», «Русский дом», украшение клумб, детских площадок и т. д.).
2. способствовать воспитанию у детей эстетических чувств.
Участниками проекта «Цветочная мозаика» : воспитатели старшей группы «Почемучки», администрация детского сада, дети и их родители. Реализация проекта началась в апреле 2013 г.
Методы, формы и виды детской деятельности:
Экскурсии (по территории детского сада за ее пределами);
Беседы с детьми;
Непосредственная образовательная деятельность детей;
Образовательная деятельность с детьми в режимных моментах;
Дидактические игры;
Организация эстетически воспитывающих ситуаций;
Подготовка мини-проектов детьми совместно с родителями;
Продуктивные виды деятельности детей (рисование цветочной клумбы, составление коллажа);
Экспериментальная деятельность детей.
Предварительная работа: Анализ имеющихся условий в детском саду, опрос родителей «Ландшафтный дизайн в ДОУ нужен или нет?», подготовка оборудования и материалов для создания объектов ландшафтного дизайна.
Оформление (наглядность) : фотографии, сделанные во дворе детского сада прошлым летом, фотовыставка и видеопоказ работ различных ландшафтных дизайнеров
Предполагаемые результаты: Расширить формы эколого-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; обогащение знаний детей о правилах создания ландшафтных композиций с приемом подбора растений с учетом их биологических признаков и среды обитания; разработка непосредственной образовательной деятельности и дидактических игр на экологической тропе ДОУ и в фитоогороде; совместно с детьми вырастить экологически безопасный урожай огородных растений; создание на территории детского сада природно-ландшафтных комплексов: «Страна чудес», «Русский дом», «Зеленая аптека», рокария с декоративным прудом, огорода, клумб «Бабочкина поляна» с медоносами и «Золотое ожерелье» из цветов от оранжевого до лимонного оттенков; мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству родителей воспитанников,.
Проект «Цветочная мозаика» рассчитан на летний период и включил несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, был проведен анализ имеющихся условий,
создана творческая группа детей для организации работы по реализации проекта.
2. Исследовательско-творческий этап.
Определили пути решения поставленных задач и составили перспективный план работы (Приложение 1). План работы состоит из 3-х подпроектов работы с дошкольниками (Приложение 2) :
1. Копилка детских фантазий;
2. Жители цветочной клумбы.
3. Красота нашего общего дома.
Подпроект «Копилка детских фантазий».
Проблема: Какую клумбу мы хотим создать на территории детского сада?
Формы и методы работы:
Экскурсия по территории детского сада за ее пределами (Приложение 3);
Беседа об охране природы и бережном отношении ко всему живому;
Рассмотрение фотографий, иллюстраций и т. д.
Организация непосредственной образовательной деятельности
Дидактические игры «Хорошо и не очень хорошо»;
Рисование цветочной клумбы детьми (которую они хотели бы видеть на территории детского сада).
Результаты подпроекта : отобраны самые лучшие идеи и предложения, для воплощения их в жизнь и создания вместе с детьми природно-ландшафтные комплексов, которыми, «Страна чудес», «Русский дом», «Зеленая аптека».
Второй подпроект «Жители цветочной клумбы».
Проблема: Ознакомление с работой ландшафтных дизайнеров. Выбор растений для будущей клумбы в экологической студии (ознакомление с экосистема, определение условий для посадке того или иного растения на определенной клумбе и т. д.).
Формы и методы работы
Рассмотрение фотографий, сделанные во дворе детского сада прошлым летом; рассматривание различных клумб, разбитых на разные декоративные части (обратить внимание детей на форму клумб, на расположение в них цветов не только в нашем детском саду, но и в ДОУ других городов).
Организация непосредственной образовательной деятельности ( с целью: ознакомления детей с многообразием растений, которые можно использовать при создании объектов ландшафтного дизайна; расширения знания детей в области растениеводства и садоводства).
Цикл образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраст в режимных моментах «Зеленый мир под нашими ногами» (Приложение 4). К этой работе, мы подключили и родителей, так дети в течение недели готовили с помощью родителей свои мини-проекты.
Подготовка мини-проектов детьми совместно с родителями (информация о растениях своего края, о среде их обитания и т. д.)
Результаты подпроекта : ознакомления детей с разнообразием растительного мира своего края; расширение знаний дошкольников в области растениеводства и садоводства при ознакомлении с ландшафтным дизайном; Произвести отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста.
В подпроекте «Красота нашего общего дома»
Проблема: Развитие у детей эколого-эстетического отношения к природе.
Формы и методы работы:
Рассматривание фотографий и картинок объектов ландшафтного дизайна
Видеопоказ работ различных ландшафтных дизайнеров;
Экскурсии;
Рассказ воспитателя (о типах ландшафтного дизайна, о способах компоновки растений (по форме, по цвету, высоте, срокам цветения и т. д.); о необходимости продумывания оформления клумб, так как исправление в дизайне грозит уничтожению живых организмов – растений).
Организация эстетически воспитывающих ситуаций;
Использование поэтических произведений,
Коллективная работа: коллаж «Эскиз будущей клумбы»
Результаты подпроекта : создание эскиза объектов ландшафтного дизайна, разработаны варианты оформления (декоративный пруд, рокарий, рабатки и т. д., которые хотели бы видеть на территории детского сада дети и их родители.
3. Практический этап.
Заключался в создании природно-ландшафтного комплекса на территории детского сада. Вначале было подготовлено для этого место и материал: завезли землю, камни, песок, грунт и оформили цветочные клумбы, рабатки, газоны.
Совместно с детьми, работали над созданием различных тематических зон: «Зеленой аптеки», рокария с декоративным прудом, огорода, клумб «Бабочкина поляна» с медоносами и «Золотое ожерелье» из цветов от оранжевого до лимонного оттенков и художественных композиций: «Страна чудес», «Русский дом» (Приложение 5).
Формы работы:
Экспериментальная деятельность детей (выявили растения, которые «дружат» (морковь и лук, картофель и календула, настурция и капуста; наблюдали с детьми за тем, как чувствуют себя растения в другой среде).
Акция среди родителей «Зеленей, наш детский сад!» (Приложение 6) по приобретению семян, рассады цветов и саженцев деревьев и элементов оформления (вазоны, декоративные заборчики, малые формы, которые украсили участок детского сада.
Индивидуальные консультации, цель: способствовать развитию эколого-эстетическое отношение к природе у детей с помощью объектов ландшафтного дизайна.
4. Итоговый этап.
Подведение итогов проекта. Проанализировали работу творческой группы. Определили перспективы деятельности. Представили презентацию проекта «Цветочная мозаика» родителям.