Татьяна Авдонина
Экологический поход с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зеленую аптеку»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический поход «Путешествие в зеленую аптеку» (старшая группа)
Воспитатель старшей группы :
Авдонина Т. А.
Цель:
• Знакомство с лекарственными растениями данной местности, правилами их cбора и хранения;
Публикация «Экологический поход с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в зеленую аптеку“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• обучение умению нахождения и разумного использования даров природы для здоровья людей;
• совершенствовать двигательную активность детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Поход проводится после беседы с врачом педиатром о значении «зеленых» таблеток (лекарственных растений) для здоровья людей.
Обговариваются вместе с детьми и родителями место похода и маршрут, готовится Необходимый материал: корзинки, увеличительное стекло, ножницы, фотоаппарат, аптечка, вода, разовая посуда, рюкзаки с едой.
Подорожник
При подходе к парку обратить внимание детей на растение, растущее вдоль тропинки, - подорожник. Выяснить, знают ли они это растение, его применение, любимое место обитания.
Рассказать о том, что иногда бывает так, что пойдешь в лес, парк или на речку, порежешь или натрешь ногу. До аптеки и дома – далеко. Где взять лекарство? Оказывается, оно у вас прямо под ногами – это подорожник. Нужно сорвать лист подорожника и приложить к больному месту.
Рассмотреть листья подорожника с обеих сторон через увеличительное стекло, предложить прикоснуться к ним и рассказать, что почувствовали. Выяснить у детей, где расселяется подорожник. Ответы дополнить рассказом:
- Подорожник расселяется там, где ходят люди и животные. Его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и копытам животных и путешествуют вместе с ними. Там, где они упадут, там и произрастут в следующем году, в основном вдоль дороги, поэтому и название такое – подорожник. Он – великий путешественник, потому что его семена очень давно переправились в Северную Америку, когда ее стали заселять люди из Европы (приклеились к ногам людей и без труда перебрались через океан). Индейцы стали называть его «след бледнолицых».
Уточнить с детьми, чем же полезен подорожник, ответы подытожить:
- Он незаменим в походах, его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Есть специальное лекарство, изготавливаемое из его листьев и применяемое при болезнях желудка.
Поговорить с детьми о том, кто из них видел, как бабушка или мама собирают подорожник, хранят, применяют. Послушать советы присутствующих родителей о сборе и применении этого лекарственного растения.
Дополнить ответы:
- Собирать каждое растение нужно:
• В определенный срок.
• Только определенную (нужную) часть растения.
• Сушить в подвешенном виде, в прохладном, хорошо проветриваемом помещении без доступа солнечных лучей.
• Собирать аккуратно, не повреждая остальные растения.
Ромашка
Обратить внимание детей на ромашку, уточнить ее название. Рассмотреть все ее части с помощью увеличительного стекла, вспомнить их названия. Выяснить, что дети знают о лекарственных свойствах ромашки, дополнить ответы:
- Родина ромашки – Америка. Как она попала к нам? Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков остались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги. И вскоре насыпи покрылись мягкой и очень ароматной травкой.
Уточнить вместе с детьми, как же она расселилась по всей территории
(рассмотреть семена, если таковые имеются). Послушать родителей, как и для чего они применяют ромашку, как заготавливают ее. Ответы обобщить:
• Применяют при простуде, кашле.
• Для крепкого и спокойного сна.
• Детям полезна с медом и сахаром как чай.
Предложить собрать немного подорожника и ромашки для гербария и чая под присмотром взрослых.
Игры:
• «Угадай по описанию»
• «Послушай и покажи растение»
• «Найди такое дерево»
• «Догонялки»
• с мячом (футбол)
Загадки:
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка, и сверкает солнце. (Л. Ульяницкая)
Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит.
У него согнулись ноги, неприятен он на вид. (В. Кузнецов)
Предложить детям самостоятельно придумать загадки.
Пикник.
Дети устраиваются в тени, готовят общий стол (угощение). После пикника собрать мусор в мешки, чтобы унести с собой.
В конце похода подвести детей к необходимости посещения аптеки и встречи с её работниками.
Последующая работа:
а) организовывать походы за другими лекарственными растениями (брусника, сосновые «свечки», одуванчик, ива-чай и др.);
б) сделать гербарий из принесенных растений;
в) научить заваривать лечебный чай с принесенными травами;
г) рисование растений;
д) составление букеты;
е) составление рассказов «Как мы собирали лечебные травы».