Ольга Железнова
Экологический исследовательский проект с детьми средней группы «Зайке холодно зимой, зайка просится домой»
▼ Скачать +Заказ
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта :
"Почему заяц зимой белый?"
2. Вид проекта :
экологический, познавательно-исследовательский, групповой, среди детей дошкольного образовательного учреждения
3. Продолжительность: краткосрочный
4. Сроки проекта : ноябрь
5. Гипотеза:
Публикация «Экологический исследовательский проект с детьми средней группы „Зайке холодно зимой, зайка просится домой“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Проекты
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Гипотеза исследования : Мы уже знаем, что когда приходит осень, зайцы меняют «летние шубки» на «зимние», потому что белый цвет больше подходит к зимней окраске леса.
6. Актуальность проекта :
Осень – это переходной сезон от жаркого времени года к холодному. В это время в природе происходят кардинальные изменения: понижается температура воздуха и сокращается световой день, опадают листья и желтеет трава, мигрируют перелетные птицы и летучие мыши, к зиме готовятся насекомые и животные.
Все представители животного мира осенью готовятся к наступлению морозов. Одни накапливают жир и впадают в продолжительные сон, другие утепляю норки и запасают пропитание в норках, дуплах, а третьи меняют холодный климат на теплый и благоприятный. У каждого вида фауны есть свои приспособления, позволяющие им приспособиться к суровым условиям и выжить.
Тема нашего проекта «появилась» сама – собой, на одном из занятий по лексической теме «Осень», мы вместе с детьми говорили на тему «Что меняется в жизни у зверей с наступлением осени как они готовятся к зиме?», Гриша задал вопрос, «А почему заяц становится белым?». И в самом деле, «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет, и главное как?
Проблема: Дети не знаю, почему с наступлением зимы зайцы меняют свою окраску?
7. Цель проекта.
Перед собой поставили цель: почему зимой заяц меняет окраску.
Для того, чтобы найти ответ на вопрос предстоит решить ряд задач.
8. Задачи ребенка:
• Узнать о образе жизни зайца.
• Сформировать представление о том, как заяц приспосабливается к трудным условиям для того, чтобы выжить.
• Изготовить вместе с родителями поделку в виде зайца в «зимней шубке».
• Нарисовать рисунок зайца в «летней шубке».
9. Участники проекта :
дети средней группы «Пчелки», воспитатели, музыкальный работник, родители
10. Критерии оценки эффективности проекта :
1. вовлеченность всех детей в совместную деятельность
2. эмоциональная отзывчивость детей
3. успешное использование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми
4. расширение активного словарного запаса дошкольников
5. активность семей воспитанников в реализации проектной деятельности
11. Ожидаемые результаты:
у детей сформированы знания о сезонных изменениях в жизни зайца в лесу, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питается, как приспосабливается к зиме.
12. Обеспечение проекта :
Воспитатели группы
Материально-технический ресурс
музыкальный зал;
технические средства обучения (мультимедиа, музыкальный центр и т. д.);
наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Ресурс социума
Социальное партнерство со следующими организациями:
Детская библиотека
Родительский ресурс
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
Консультации для родителей по теме «Причуды осени», «Игры для детей осенью», «Наступила осень золотая!», «Осень. Признаки осени»;
Индивидуальные беседы;
Рекомендации по каждому конкретному ребенку;
Выставки рисунков (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Природа осенью»).
Создание и оформление пособий: загадки, пословицы и поговорки про осень, стихи про осень (родители совместно с детьми);
Информационный ресурс
использование ИКТ;
обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
изучение методической литературы;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
13. Предварительная работа:
поиск иллюстративного материала по теме «Заяц»;
знакомство с литературными произведениями; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество детей;
прослушивание музыкальных произведений, просмотр познавательных фильмов.
14. Взаимодействие со специалистами:
музыкальное развлечение
15. Результаты проектной деятельности :
При условии реализации данного проекта, ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
сформируется стремление родителей и воспитанников к личному участию в природоохранной деятельности;
повысится культура общения в социуме;
Познавательное развитие
появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и культуры духовного общения с природой;
Речевое развитие
расширится словарный запас по теме проекта;
при инсценировке сказок отношение к героям будет эмоционально ярко окрашено появится тяга к ритмически организованному складу речи;
Художественно-эстетическое развитие
при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности произойдет развитие творческих интересов художественно-эстетической направленности, способствующих развитию самоопределения с помощью различных видов искусства;
Физическое развитие
повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье через подвижные игры, целевые прогулки;
16. Характеристика деятельности участников в рамках проекта :
Изобразительная деятельность, беседы, целевые прогулки, наблюдения, исследование.
Технологии:
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированного обучения.
Сказкотерапия
Исследовательской деятельность
Методические приё мы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Наблюдение
Рассматривание картин
Рассматривание фотографий
Обобщающая беседа.
17. Предполагаемые итоговые продукты проекта
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период у детей средней группы «Пчелки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Имеют представление, кто такой зайка, познакомились с внешним видом зайца и его характерными особенностями.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения.
18. Продукт проектной деятельности
• для детей: игра - инсценировка.
• для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.
• для родителей: помощь в организации выставки детских работ, создание пособия «Пословицы и поговорки об осени», «Осенние загадки», «Стихи про осень»
19. Итоговое мероприятие:
Выставка рисунков по теме «Заяц»
Реализацию проекта осуществила в три этапа:
1 этап- подготовительный:
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, поиск иллюстративного материала по теме «Зайцы»; знакомство с литературными музыкальными произведениями; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество детей; прослушивание аудиозаписей шум леса, шорох листвы. Подбор материалов для опытно – экспериментальной деятельности с детьми.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу построила по следующей системе.
Была подобранна информация о жизни зайца летом и зимой. Оказывается, что полностью белеют не все зайцы. В наших лесах, водится в основном я два вида зайца: заяц беляк и заяц – русак. Летом эти зайцы похожи друг на друга и их сложно отличить, у них окрас серого цвета с буро-рыжими оттенками, но с наступлением зимы все меняется.
Заяц – русак: зимой значительно белеет. Однако, белоснежным он никогда не бывает, что особенно заметно по тёмных участках шерсти передней части спины, а также по расцветке меха на ушах и голове русака.
Эта деталь внешности является ещё одной из многочисленных примет, по которой зайца русака можно отличить при встрече, к примеру, от собрата беляка, в зимний период имеющего совершенный белоснежный окрас, за исключением, чернеющих на заснеженной местности, кончиков ушей, за счёт чего заяц беляк становится совершенно незаметным средь зимнего пейзажа.
Когда в лесах наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц-беляк начинает менять свой летний бурый с рябью мех на зимний белый наряд. Новые волоски отрастают под воздействием определённых гормонов, которые образуются в организме в ответ на изменения продолжительности светового дня. Через 3 месяца заяц становится ослепительно белым, и только кончики ушей чёрные. На покрытый снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его. Осенью у зайца шерсть становится заметно длиннее, особенно на брюхе и подошвах. Эти «лыжи» защищают лапы от холода и позволяют легко передвигаться по снегу – быстрее рысей, лисиц и волков, которые охотятся на зайцев.
Питается заяц почками и веточками, торчащими из-под снега. Когда наступает март, заяц-беляк снова линяет и постепенно становится серовато-бурым, приспосабливаясь к весеннему пейзажу.
На втором этапе проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию и познавательному развитию.
Познавательное развитие:
Тематические беседы с детьми :
«Каких лесных животных ты знаешь?»,
«Как звери готовятся к зиме?»,
«Кто еще меняет «Шубку к зиме?»;
«Почему заяц зимой белый?»
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихов о зайчике,
2. Речевая игра: «Жил – был зайчик».
3. Отгадывание загадок.
4. Чтение сказок «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Почему зайцы зимой белые шубки носят» Скребицкий Г. А. сказка «Всяк по – всякому»,
А. Блок «Зайчик»,
К. Д. Ушинского «Жалобы зайки».
С. Мурадян «Зайкина шубка»
Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких
В. Бианке «Кто как зимует?» Цель: Учить слушать внимательно сказку, определять жанр произведения. понимать средства выразительности. Развивать образность речи. Закрепить названия зимующих птиц.
Сказка «Заяц-хваста». Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей; развивать умение понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения, воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения.
В. Берестов «Заячий след»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»
П. Воронько «Испугались зайку»
«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)
«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)
Дети смотрели мультфильм: А. Полушкин «Пугали зайцы зайчонка».
После просмотра была проведена обобщающая беседа, вместе с воспитателем изготовили поделку в виде зайца в белой шубке.
Художественно – эстетическое развитие:
Конспект познавательного занятия для средней группы
«Зайка серенький стал беленьким»
Цель: закреплять знание детей о лесных жителях.
Задачи:
образовательные:
• Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь, лиса);
• Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни;
• Заложить основы экологических знаний.
развивающие:
• Развивать: любознательность, интерес, образное мышление, наблюдательность, внимание, речь, умение вести диалог, двигательную активность;
• Расширять кругозор детей;
• Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.
воспитательные:
• Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость;
• Прививать любовь и желание помочь братьям нашим меньшим;
Предварительная работа:
• рассматривание картин, иллюстраций;
• чтение художественных произведений о зайцах (Бианки, Ушинского, Чарушина, Заходера)
Оборудование:
• аппликативные работы с изображением зайца в разное время года;
• образцы для показа;
• листа бумаги белого цвета с силуэтным изображением деревьев (берёз) и зайцев из бумаги серого цвета ;
• гуашь белого цвета в розетках;
• кисть для рисования из натуральной щетины;
• баночки с водой, салфетки из ткани, подставки для кисти.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Зайчик»
Интеграция с другими образовательными областями:
Образовательные:
Формировать умение делить пластилин на части, скатывать, примазывать детали, передавать характерные особенности строения зайчика, пропорции. Закрепить знания детей о зайце, о его окрасе в различное время года. Формировать устную речь детей, посредством пальчиковой гимнастики «Волк и зайцы»
Развивающие:
Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук, умение создавать коллективную композицию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творческой деятельности, стремление к достижению цели. Поощрять проявление активности и творчества
Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стека.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц.
Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали, побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «Зайчик по лесу скакал …», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.
Конспект НОД по рисованию методом «тычка» в средней группе «Веселые зайчата»
Тема: «Веселые зайчата» (рисование методом «тычка»)
Цель: продолжать учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;
Задачи:
• Образовательные:
- Продолжать закреплять умение детей рисовать животное способом тычка.
- наносить рисунок по всей поверхности;
- передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца
• Развивающие:.
- развивать воображение и восприятие окружающего мира,
-познавательных способностей;
-способствовать развитию любознательности.
• Воспитательные:
-воспитывать заботливое отношение к живой природе;
-воспитывать аккуратность во время работы.
Конспект ООД по изобразительной деятельности в средней группе «Аппликация «Зайчик»
Цель:
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе у зайца
Задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации (использование ваты);
-учить детей отрывать небольшие кусочки ваты от целого куска, и приклеивать их на силуэт зайчика;
-расширять знания детей о сезонных изменениях в жизни зайца (меняет шкурку);
-продолжать учить выделять характерные особенности внешнего вида зайца;
-закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой и
навыки аккуратного раскладывания и наклеивания ваты;
-поддерживать стремление самостоятельно применять знакомые приемы декорирования (оформлять созданную фигуру зайца карандашами и бумагой);
-развивать любознательность, воображение и мышление;
-воспитывать самостоятельность и инициативность, интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему : «Заячья шубка»
Интеграция образовательных областей:
• «Художественное творчество» (аппликация,
Задачи:
• Образовательные: учить детей технике выполнения объемной аппликации, совершенствовать имеющиеся аппликативные навыки и умения, закреплять умения правильно пользоваться клеем, кисточкой для аппликации,
• Развивающие: развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук
• Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность, формировать интерес к изобразительной деятельности
Предварительная работа:
• беседа о зайце, о его внешнем виде летом и зимой,
• чтение потешек о зайце, сказок о зайце;
• беседа о временах года
Физическое развитие:
Подвижные игры
«Зайка беленький сидит»,
«Бездомный заяц»,
«Заяц и лиса»,
«Волк и зайцы»
Пальчиковая гимнастика
«Зайка»
«Зайчик»
«Жил-был зайчик»
Социально – коммуникативное развитие:
дидактическая игра
«Подготовь зайку к зиме».
«Назови ласково».
На третьем этапе дети всей группы приняли участие в сочинении сказки и изготовлении на ее основе книжки - «Как зайчик помогал друзьям. Итогом проекта была проведена викторина между детьми.
Вывод.
Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.
В ходе исследования наша гипотеза оказалась верной. В природе всё мудро устроено. Каждому животному даны те свойства, способности и качества, которые помогут ему выжить и сохранить своё потомство.
В результате исследований мы выяснили, что зайцы меняют свою окраску, потому что белый цвет шерсти больше подходит к зимней окраске леса, что позволяет зверьку быть незаметным на снегу. «Белая шубка в белом лесу укрывает его от глаз врага» и охотников. Наша гипотеза подтвердилась.