Шлепнева Марина Валерьевна
Экологический досуг (развлечение) с детьми старшей группы «Путешествие в сосновый бор»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и проведение экологического досуга (развлечения) с детьми старшей группы
Тема (название) мероприятия: «Путешествие в сосновый бор»
Место проведения: сосновый бор
Количество и размещение детей: 16 человек
Цель мероприятия: оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки
Задачи мероприятия:
Публикация «Экологический досуг (развлечение) с детьми старшей группы „Путешествие в сосновый бор“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Образовательные задачи:
- приобретение навыков ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута;
- создание атмосферы доброжелательности у детей в период путешествия;
- расширять знания детей о лесе и его обитателях;
- закреплять правила поведения в природе.
2. Развивающие задачи :
- способствовать развитию речи, внимания, умения анализировать вопросы и загадки;
- способствовать развитию умения давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи
4. Оздоровительные задачи:
- определение степени выносливости у детей.
- способствовать развитию мышечной силы, ловкости, навыков самоорганизации.
Наглядный материал, атрибуты:
1. Рюкзаки, термосы с чаем, небольшая пачка печенья - на каждого ребёнка.
2. Мячи = 20-25 см- 4 шт.
3. Мячи = 8см – 2 шт.
4. Обручи = 65 см – 8 шт.
5. Обручи = 100 см – 4 шт.
Предварительная работа:
1. Протяженность маршрута зависит от физической подготовленности и состояния здоровья конкретной группы детей. Для данной группы протяженность маршрута- 2,5 км.
2. Маршрут движения изучается по карте совместно с детьми и родителями.
3. Воспитатели берут с собой воду для мытья рук, бумажные полотенца, питьевую воду, одноразовые стаканчики, спортивное оборудование, медицинскую аптечку.
4. Перед походом воспитатели проверяют одежду, обувь детей, продукты и воду, которые они взяли в поход.
5. Родители готовят сюрпризные моменты в походе (роль Лесовика играет родитель, подготавливают призы.
Используемые методы и приемы активизации детей:
Структура и ход (сценарий) досуга :
Участники похода выходят из детского сада в 9 часов, идут по заранее намеченному маршруту, сверяя его по карте. Ходьба с рюкзаками за спиной, друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну. Воспитатель читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре? Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится: Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи: Ты ведь знаешь — мы свои! (С. Погорельский)
Дети и родители по показу воспитателя низко кланяются лесу.
Воспитатель: Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес? Дети отвечают.
Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.
Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
Не береза, не рябина – В тишине стоит она. Но лишь ветер пробежит, Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен)
Русская красавица Стоит на полянке, В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза)
Он качает пышной кроной, Шелестит листвой зеленой. Погляди, среди ветвей, Сколько зреет желудей. (Дуб)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
Звучит аудиозапись голосов птиц на телефоне воспитателя.
Воспитатель: Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные? Дети отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.
Жить чужим птенцам мешают, А своих они бросают. И в лесу возле опушки Счет годам ведут… (кукушки)
Эта птица желтого цвета, Ярким солнцем она согрета, Песнь красива ее и долга – Флейтой свищет в лесу… (иволга)
Угадайте, что за птица, Света яркого боится, Клюв – крючком, глаза – пятачком, Ушастая голова, это… (сова)
Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу.
Из леса появляется Старичок-Лесовичок.
Родитель: Ой, а кто это?
Лесовик:
Это я! Седой старик, Называюсь – Лесовик. Этот лес я сторожу, За порядком здесь слежу.
Воспитатели, родители и дети: Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик: Здравствуйте всем! Зачем пожаловали?
Дети: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик: Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, землю топчете, мусор бросаете, зверей обижаете- кричите, шумите, Миша- медведь только уснул, разбудите! Не пущу вас в лес!
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети: «Лес – богатство и краса, береги свои леса» «Лес видит, а поле слышит» «Лес и вода – родные брат и сестра» «Враг природы тот, кто лес не бережёт» «Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта накормит»
Воспитатель: Ребята знают, как вести себя в лесу.
Дети: Нельзя ломать ветки. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.
Лесовик: Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения. А теперь я вас проверю и игру для Вас затею!
«Найди пару»
Лесовик раздаёт детям по одному листочку и говорит «Будьте моими деревьями!». Дети бегают по поляне с листьями в руках. Лесовик даё т команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать с тем, у кого такой же лист в руках.
Лесовик: А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые. Для этого мы проведём эстафету, в которой будут участвовать 2 команды (дети делятся на две команды)
«Не урони мяч»
Команда становится в колонну по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева,
обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.
«Бег парой»
Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары взявшись за руки. Оббегают деревья, возвращаются назад. Передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.
«Прыжки из обруча в обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по четыре обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад. Передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
«Пролезь, не задень обруч»
Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обруч боком, держа малый мяч в руке, оббегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
«Кто соберёт больше шишек в обруч»
За три минуты дети собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик: А стихи о природе вы знаете?
Дети читают стихи о природе. Лесовик организует чаепитие на поляне с едой, принесённой в рюкзаках.
Лесовик: Приготовил я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем старый стал, забыл, где оставил. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клочки бумаги синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана, когда я шёл к вам.
Две команды идут и собирают бумажки (одна – красные, другая – синие), ищут корзинку лесовика. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В корзинке подарки, подготовленные родителями заранее.
Можно организовать игру в футбол с детьми и взрослыми. Судить игру будет лесовик. Полезен будет и сбор природного материала (шишек и веточек).
Воспитатель: Пора прощаться с Лесовиком. Давайте поблагодарим его за всё.
Дети и родители благодарят лесовика, прощаются с ним, возвращение в детский сад.
Подведение итогов: по возвращению в группу с детьми проводится рефлексия занятия, в вечернее время, после сна с детьми можно организовать рисование - отразить в рисунке полученные впечатления от прогулки. Рисунки детей и фотоотчет о проведённом мероприятии вкладывается в дневник наблюдений за природой, выкладывается на персональную страничку воспитателя на сайте ДОО.
Краткий самоанализ. Выводы и рекомендации
Досуговая деятельность проведена в соответствии с программным содержанием и возрастом детей, содержание соответствует поставленным задачам. На занятии я использовала различные приемы и методы: наблюдение в природе, художественное слово, рассказ, игры (дидактические, словесные, подвижные). Никаких трудностей при проведении прогулки не возникло, т. к. я была тщательно подготовлена к проведению прогулки, в организации которой мне активно помогали родители детей данной группы и руководство ДОО, погода не подвела. Дети проявили познавательную и физическую активность, интерес детей сохранялся в течение всего путешествия в сосновый бор. И родители, и дети остались довольны.
Рекомендации: данный вид деятельности лучше проводить ранней осенью или во второй её половине, когда лес разнообразен красками, по пути в сосновый бор мы проходили лиственный лес, и, так как уже конец ноября, было серо, пустынно и холодно, хоть и подготовленные родителями препятствия не давали нам унывать. В данное время года подобные путешествия необходимо проводить на более короткие расстояния, так как дети в процессе ходьбы в теплой тяжелой одежде очень устали, хоть и настроение детей было отличное.