Махруткина Оксана
Экологическая викторина «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах.
Образовательные: Закрепление знаний о жизни диких животных, насекомых, птиц формирование экологического представления детей об окружающем мире, совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому.
Публикация «Экологическая викторина „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Развивать логическое мышление, через решение логических задач, развитие речевой активности, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.
Педагог: Лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц, насекомых. В лесу они находят пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома.
Лес кормит нас гитами, ягодами и орехами. Сегодня с вами мы будем говорить о нашей природе, без которой мы не сможем жить. И докажем, что вы настоящие знатоки природы. А наша занятие будет проходить в форме викторины. Это значит, игра в ответы на вопросы. Я задаю вопросы, а вы мне отвечаете.
Смотрите ребята, у нас есть доска объявлений, но все они спрятаны за цифрами. Вы называете цифру, а я переворачиваю объявление, зачитываю его, а вы должны угадать кому оно принадлежит.
1. Друзья, кому нужны иглы, обращаться ко мне (еж).
2. Меняю белую шубу на серую. (заяц)
3. Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
4. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно выращу себе новый (ящерица).
5. Что-то очень скучно одному выть на луну! (волк)
6. Кто сделает мне скворечник, я прилечу и буду в нем жить (скворец).
7. Люблю трудиться день и ночь (муравей, пчела).
П: А сейчас предлагаю поиграть в игру с мячом «Что не так» Нужно найти ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет.
Волк живет в дупле?
Лиса живет в берлоге?
Белка живет под кустом?
Лось живет в логове?
Олень живет в дупле?
П: Теперь давайте поиграем в подвижную игру «Детки с ветки»
Пришла на лесную поляну хитрая лисичка разбросала по лесу, только что собранные лесовичком: шишки, желуди, каштаны. Нам нужно помочь лесовичку, собрать все в корзинки, в одну желуди, во вторую шишки, а в третью каштаны.
П: Молодцы ребята за помощь. А теперь переходим к следующему заданию.
П: А сейчас я хочу узнать, что еще вы знаете о природе. Я буду называть вопросы, а вы должны на них отвечать, поднимая руку.
Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Дерево с красными плодами? (рябина)
Птица с желтой грудкой? (синица)
У волка волченок, а у лисы? (лисенок)
Какая птица днем спит, а ночью летает? (сова)
Кто из животных является санитаром леса? (волк)
Какое насекомое приносит мед? (пчела)
Кто живет в дупле? (белка)
Где живет волк? (логово)
Как называются первые весенние цветы? (подснежники)
У тополя листочки, а у елки? (хвоя, иголки)
Время года, кода просыпается природа? (весной)
Делают ли запасы еды зайцы? (нет)
Как называется жилище медведя? (берлога)
П: Молодцы ребята, а теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)
За природой наблюдали (ладони к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (голову вверх)
И их лучики согрели (обнять за плечи)
Бабочки летали крыльям махали. (машем руками)
Дружно хлопаем (хлопки в ладоши)
Ногами топаем (топаем)
Хорошо мы погуляли (маршируем на месте)
И немножечко устали. (сели на стульчики)
П: Продолжаем, следующее задание «Угадай по описанию» предлагаю двух самых уверенных в своих знаниях выйти к доске. Я буду читать описание про одного животного, а вы должны догадаться о ком идет речь.
1. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда животными: ежами, зайцами.
Подсказка: убегать от животных помогает рыжий, пушистый хвост. (лиса)
2. Это удивительный зверек. Слух у него тонкий, чем у собак и кошек. Зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
(ежик)
П: Следующее задание «Съедобное несъедобное». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить. (о грибах) Правильно. Почему грибы называют съедобными? Почему называют ядовитыми?
У вас у всех на столах лежат карточки зеленого и красного цвета. Я буду показывать карточки на которых изображены грибы, если этот гриб ядовитый, то вы поднимаете красную карточку. А если съедобный гриб на карточке, то зеленую. Итак начинаем.
(показ карточек с грибами педагогом и карточками ответами детьми).
П: А теперь отгадаем загадки про ягоды.
В лесу на полянке, Прямо у земли, Созрели нынче ягодки. Скорее посмотри. Они похожи на клубнику, Но нет, ведь это… (Земляника)
Не рябина, не калина, А с колючками… (Малина)
Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины-… (черника).
Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела… (Земляника)
П: Молодцы ребята. А сейчас мы проверим. Как хорошо вы знаете птиц.
На столах лежат картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Мальчики отбирают перелетных птиц, а девочки зимующих (работа в парах).
П: А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать звуки природы. (слушают).
(В это время педагог раскладывает макет речки и разбрасывает бытовой мусор, вдоль речки и в самой речке)
Открывайте глаза. Ребята, пока вы наслаждались звуками природы, кто-то разбросал мусор. Как вы думаете, кто это сделал? (люди). Конечно, так могут поступить только люди. Что мы видим в реке и около речки? (мусор). Что нужно с ним сделать? (собрать)
Правильно.
А что, если его не собирать, что может произойти? (в реке погибнет все живое, о вдоль реки будет грязно, неприятно и др ответы).
Сегодня мы с вами будем юными экологами. А кто знает кто такие экологи? Эколог - это человек, который защищает природу.
Что нужно экологам для сбора мусора? (пакеты, перчатки и др)
Кто желает, очисть природу? (2-3 ребенка надевают перчатки, и собирают мусор в мусорные мешки)
Спасибо ребята, вы помогли природе. Ребята, куда нужно деть фантик от конфеты или бутылочку от лимонада? (в мусорный бак, мусорку)
А если нет рядом ничего? (забрать с собой до ближайшего мусорного бака)
П: А вы, знает, что существуют растения помощники, может кто слышал о них? (ответы детей)
Я вам буду задавать вопрос, а вы должны постараться ответить на них (дети отвечают на вопросы, а педагог показывает картинки соответствующих растений)
-Какие растения помогут укрепить волосы? (крапива)
-Какое растение кроме мать-и-мачехи помогает при кашле? (ромашка)
-Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (подорожник)
-Какое растение применяют для полоскания полости рта, зубной боли?
П: Посмотрите, кто-то нам оставил предметы на пенечке и записку. Давайте ее прочитаем.
«Вот рогатка вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой выручалкой, все цветочки посшибать».
П: Ребята, разве нам нужны такие предметы? Как нужно вести себя в природе?
(не сорить, не шуметь, птичек не пугать, зверей не забирать домой, насекомых не давить)
Правильно, только так можно сохранить нашу природу.
П: Послушайте замечательное стихотворение.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
П: На этом наша викторина закончилась, вы все молодцы. Давайте вспомним, что растет в лесу?
-Как нужно вести себя на природе?
-Какие растения - помощники вы знаете?