Сания Софьина
Экологическая викторина «Знатоки леса» для воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ромашка» муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.
Экологическая викторина «Знатоки леса»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
составил: старший воспитатель
Софьина Сания Муратовна
Публикация «Экологическая викторина „Знатоки леса“ для воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о природе.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать знания детей о животных, птицах, растениях. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
Развивающие: Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.
Воспитательные : Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.
Оборудование и материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, слайдовые картины леса, животных, знаки «Чего нельзя делать в лесу»,); игра Лото «Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд; компьютер, телевизор,запись музыки из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь», спокойная музыка с пением птиц.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных, беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома «Животные глазами детей», сочинение стихов и сказок, изготовление поделок совместно с родителями.
Участники викторины : воспитанников старшего дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри, сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.
Ход:
Ведущий-воспитатель
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ведущий: Сегодня мы проводим викторину «Знатоки леса». В соревновании примут участие две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Оценивать соревнование будет опытное и знающее жюри.
Приветствие команд:
«Зайчата» :
Мы зайчата не простые,
Мы зайчата озорные.
Вместе гуляем, вместе играем,
Учимся вместе и отдыхаем.
«Бельчата» :
Мы - веселые бельчата,
Есть мальчишки и девчата.
Здесь мы учимся считать,
Бегать, петь и танцевать.
Ведущий:
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ну, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
1 конкурс «Разминка» - команде «Бельчата».
1) Зачем заяц следы запутывает? (чтобы его хищники не нашли)
2) Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)
3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
4) Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
6) Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
7)Как называется дикая свинья? (кабан).
Команде «Зайчата»
1) В какое время года с деревьев опадает листва (осенью)
2) Ласточка остаётся зимовать или нет?
3) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж)
4) У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (у зайца)
5) Какие цветы расцветают весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)
6) Зачем лисе нужен такой пушистый хвост (заметать следы)
7) Какие звери летают? (белки-летяги, летучие мыши).
Ведущий: Ребята ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев) А сможете ли вы узнать деревья в лесу?
2 конкурс «Назови ветку и найди дерево»
Командам раздаются картинки с изображением веток деревьев и картинки с изображением самих деревьев. Дети составляют пары: ветка – его дерево и называют их.
Ведущий: В нашей стране много лесов. Растут они и на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники. Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы по слайдам определить лес по его разновидностям и временам года.
3 конкурс «Определи вид леса и его время года»
Детям показываются слайды с разновидностями леса и разными временами года. Каждая команда определяет по 2 вида и 2 времени года.
Вдруг появляется Лесовичок.
Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы сегодня говорите о лесе. А знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Давайте, вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.
Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!
Лесовичок: А сейчас я хочу загадать вам загадки. По вашим отгадкам я пойму, знаете ли вы насекомых.
1. От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)
(слайд с изображением бабочки)
2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
(слайд с изображением стрекозы)
3. Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)
(слайд с изображением муравья)
4. По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)
(слайд с изображением пчелы)
5. Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
(слайд с изображением кузнечика)
6. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)
(слайд с изображением комара)
Лесовичок: Молодцы! Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.
Цветочные загадки
1. Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
(слайд с изображением ландыша)
2. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
(слайд с изображением василька)
3. Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
(слайд с изображением ромашки)
4. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
(слайд с изображением колокольчика)
5. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)
(слайд с изображением одуванчика)
Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»
Динь – дон! Дин – дон!
Слева звон, справа звон!
Лето красное пришло, свет и радость принесло. (смотрят вправо – влево)
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали. (Круговые движения глазами по и против часовой стрелки)
Вверх на небо посмотрели (фиксируют взгляд на потолке)
Их глазки лучики согрели. (ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)
Рядом бабочки летали, крылышками нежными махали. (закрывают, открывают глаза)
Прилетала к ним пчела, на нос села она. (выставляют перед собой указательный палец. Прослеживают его движение к носу. (фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.)
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».
Ведущий: Ребята, мы говорили, что в нашей стране много лесов и даже определили, на какие виды они делятся, а кто же живёт в этих лесах? (ответы детей). Вот сейчас мы поговорим о диких животных. На какие 3 вида они делятся – травоядные, хищники и всеядные. И в следующем конкурсе вам нужно разделить животных на 3 этих вида.
4конкурс «Раздели животных на хищников и травоядных»
Дети берут картинки с изображением животных, каждой команде по 5 животных, дети делят на виды.
Ведущий: А вы знаете, что у животных, как и у людей есть свои дома. Сейчас каждой команде нужно расселить каждого животного в своё жилище и назвать его.
5 конкурс «Найди дом для каждого животного».
Ведущий: Ребята, интересно, а сможете ли вы угадать животного по его описанию?
Вот мы сейчас и проверим.
6 конкурс «Угадайте по описанию».
«Зайчатам» “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
“ У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Бельчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».
Подсказка: очень любит мед и малину.
Ответ: медведь.
Подвижная игра «Лесной хоровод»
Ведущий: Какой весёлый звериный хоровод получился! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки в которых могут жить эти животные.
7 конкурс «Кто в какой сказке живёт?»
Бельчатам – заяц, волк
Зайчатам – лиса, медведь
«Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.
Включается запись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)
Ведущий: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы то дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.
8конкурс «Угадай следы»
Каждая команда получает карточки с изображением следов животных и картинки соответствующих животных. Дети составляют пары.
Ведущий: Ребята, а кто кроме животных живёт в лесу? А вы когда ни будь слышали как поют птицы в лесу? Их завораживающее пение можно слушать бесконечно. А сможете ли вы определить, какая птица как поёт?
9конкурс «Определи какая птица поёт и назови её»
Каждая команда прослушивает запись с голосами птиц и называет их. (по 3 записи каждой команде).
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие). А птиц, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной? (перелётные)
10 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».
На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.
Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок:
Я – Старичок - Лесовичок.
Домик мой в глуши лесной.
Лес стоит глухой стеной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белки, лисы, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.
Ведущий: Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок - Лесовичок : почему ты к нам именно сегодня пожаловал?
Лесовичок: Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что сегодня здесь собрались знатоки леса, которые всё о нём знают и я очень захотел посмотреть на вас и убедиться самому правду ли мне говорили птицы.
Ведущий: Да, Лесовичок наши дети действительно очень много знают о доме в котором ты живёшь и отвечают на все вопросы викторины.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете сколько удивительного можно увидеть в Природе, а как много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать как вести себя в гостях у Природы, что бы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Вот сейчас я и хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу.
Ведущий: Конечно, Лесовичок дети знают эти правила они даже сами на компьютере составляли знаки правил поведения в лесу. Сейчас они тебе их покажут и всё о них расскажут.
10конкурс «Подбери знак»
Командам по очереди показывается знак, они называют его и рассказывают о нём.
Лесовичок: Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому и хочу с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу угостить вас лесными сладостями.
Ведущий: Ну что ж, ребята наша викторина подошла к концу, вы были все большие молодцы, а жюри осталось подвести итоги и объявить победителей.
Подведение итогов, награждение
Ведущий: А на последок хотелось прочитать вам такое стихотворение
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".
Автор: Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.
Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные : воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.
Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины, карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.
Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.
Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.
Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы. Ах, как хорошо дышится!
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)
Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.
Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.
Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны. ( Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)
Загадки о животных
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
4. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.
Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.
Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.
- Бывают грибы съедобные, а бывают —. (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).
Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.
Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1. ребенок:
Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2. ребенок:
Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.
Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;
- кормит людей и животных.
Лесовичок:
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь он вам пригодится. (Вручает корзину с природным материалом).
Дети и ведущий возвращаются в д/сад.