Рима Миннигалиева
Экологическая викторина «Знай и люби свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАНИЮ.
Экологическая викторина «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.
Публикация «Экологическая викторина „Знай и люби свой край“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика, область, край. Список городов
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд»
Цели деятельности педагога:
• способствовать формированию знаний о животных;
• развитие экологического мышления и творческого воображения;
• Обобщение знаний, полученных в разных видах детской деятельности;
• Воспитывать усидчивость, мотивацию к учению
Ожидаемые результаты:
-Уточнять, расширять и закреплять знания детей о диких животных города Нефтекамска;
-Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать, диалогическую речь;
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование: корзинка с Книгой Природы, эмблемы «Ромашки», по количеству детей, разноцветные фишки, загадки о животных, разрезные картинки цветов, леса, изображение животных-2 экземпляра, ватманы с кроссвордом, фломастеры, мольберт, правила поведения в природе, макет «Жалобной книги природы города Нефтекамск»,
странички-жалобы с рисунками авторов жалоб, жетоны с изображением животных и растении из картона.
Предварительная работа:
• Проведение занятия по познавательному развитию о животных;
• Занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации;
• Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о
животных);
• Беседы об охране и бережном отношении к природе;
• Рассматривание иллюстраций природоведческого характера;
• Дидактические и развивающие игры;
• Оформление альбома совместно с родителями животные нашего
города.
Участники викторины : дети подготовительной группы, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри).
Ход ВИКТОРИНЫ
Ведущий. Ребята, у меня в руках «Жалобная книга природы Нефтекамска». В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержании книги вошли список редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы друзья природы и по – настоящему любите ее.
Сегодня мы проводим конкурс «Лучший юный эколог Нефтекамска». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит тот, у кого жетонов окажется больше.
Задание 1 «Жалобная книга природы Нефтекамска»
Ведущий: Почему обложка «Жалобная книга природы Нефтекамска» красная?
Дети: Красный цвет – сигнал тревоги. Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений и животных.
Ведущий: Итак, страница первая «Будем знакомы!» (зачитывает текст)
Я – тревожный рассказ о том, как трудно порой живется цветам, птицам, рыбам, животным в вашем родном городе. Мой автор – сама природа. Я – крик помощи. Кто прочтет меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.
А теперь давайте из группы мальчиков и девочек превратимся в группу друзей природы. Дети надевают эмблемы «Ромашки»
Будем эти жалобы разбирать и вместе ответы искать: как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы Нефтекамска» стала поменьше. Чья жалоба первой в книге записана?
Задание 2. «Цветы»
Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя предоставляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал. (Читает загадки.)
Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)
Только солнышко пригрело - появился из-под снега. Первый, тонкий, нежный… что за цветок? (подснежник)
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (кувшинка)
Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)
Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет! (колокольчик)
Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали страницу- жалобу в эту книгу?
Ответы детей - раздача жетонов
Если бы каждый человек поступал, как вы говорите, как много было красивых цветов в лесу, на лугу, на улицах нашего города и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранились на Земле и до сих пор радовало нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их названия, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!
Конкурс: «Кто быстрее соберет цветок?»
На столе перед детьми лежат разрезанные рисунки цветов. Задача каждого ребенка быстрее собрать рисунок. По желанию, двое детей выходят и собирают рисунки. Победители получают жетон.
Задание 3 «Животные»
Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.
Первая жалоба:
«Сама знаю, что не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки- враги урожаев. А уж сколько достаётся от меня комарам, которых вы, ребятки, ох как не любите,а они вас очень- вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, глее завелись тараканы,- они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?»(Жаба)
А вот вам ещё загадка про её ближайших родственников:
И в лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные (лягушки)
Запомните, ребята, то природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нём нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте и берегите их!
А вот ещё одно письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу- встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, в сказках он часто встречается. Что же случилось?
Вторая жалоба:
«Ох и не любят меня люди! Голос мой не нравится им, говорят, глаза у меня некрасивые. Считают, то я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки и пирожные любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей пугать. Умные люди меня любят, ценят и уважают. Символом мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему очень интересной передачи «Что? Где? Когда?»
Догадались, ребята, что за лесной житель?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ребята, сов осталось в природе не так уж много, но у нас в Нефтекамских лесах они ещё хоть редко, но встречаются.
Задание 4. «Лес»
Ведущий: Следующая страница книги какая-то странная. Просто не понятно, кто написал. Снова, ребята предстоит отгадать загадку, да не одну:
Богатырь, стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню-земляникой, Таню-костяникой,
Машеньку- орехом, Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю - хворостинкой.
Догадались, ребята, что за чудо- богатырь? Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?
Ответы детей, раздача жетонов.
Ребята, а кто мне поможет назвать, какие деревья растут в Нефтекамском лесу? Только назвать надо не одно дерево, а сразу 5 или больше.
Давайте поиграем в игру «Я знаю название деревьев…».
Выбираются желающие 2-3 человека. Ведущий берет мяч и передает мяч детям. Получив мяч, ребенок называет дерево повторяться нельзя. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев. А кто мне объяснит, что такое лес?
Ответы детей, раздача жетонов.
Молодцы, ребята. Все вы правильно объясняете, но я хочу вас опять испытать (читает загадки)
Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили – колючие,
Под тучами летучими (Ель)
Весной – растёт,
Летом – цветет,
Осенью - осыпается,
Зимой- отсыпается
А цветок-то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа (Липа)
Стоит Алё на: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан (Береза)
Задание 5. «Лесные обитатели»
Ведущий: А эту страничку в «Жалобную книгу природы Нефтекамска» написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательными к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы начинаем песни громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете нравится птичкам шум? Ответы детей, раздача жетонов
Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьишками понаблюдать. Можно так делать? Ответы детей, раздача жетонов
А вот гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли. Поймали, но не в коллекцию, а просто в руках подержали, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем? Ответы детей,раздача жетонов
Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но всё-таки сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться вести себя в лесу осторожно. Внимательно относиться к тому, что нас окружает.
А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, вы прочтете просьбу, которая содержится в жалобе леса.
Вопросы кроссворда:
1. Насекомое питающееся пыльцой. (бабочка)
2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют «русской красавицей» (береза)
3. Насекомое-санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город (муравей)
4. Цветок, который распускается в марте на проталинах (подснежник)
5. Птица, прилетающая к нам зимой (снегирь)
6. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством. (рябина)
7. Птица- санитар леса (дятел)
8. Лесной певец (соловей)
9. Цветок, занесенный в Красную книгу природы. Распускается ранней весной в лесу. (ландыш)
10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку- скок- поскок. Орешек за орешком- шелк за шелк. (белка)
11. Хвойное дерево с длинными иголками (сосна)
Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в «Жалобную книгу природы Нефтекамска»
Дети: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Давайте вспомним правила поведения в природе.
«Правила друзей природы»
1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
4. Не разоряйте птичьих гнезд.
5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
Наш девиз:
Любить и охранять природу!