Получи документы

Экологическая тропинка

ирина Рысаева
Экологическая тропинка
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала воспитатель ГБДОУ №72 Петроградского района г. Санкт – Петербурга Рысаева Ирина Ивановна

Тема: Экологическая тропинка.

Цель создания: Наблюдение за живой и неживой природой в детском саду.

Задачи: 1. Формируем навыки поведения в природе.

2. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе родного края.

3. Изучаем закономерности природных явлений, жизнь животных и насекомых.

Публикация «Экологическая тропинка» размещена в разделах

Ход работы:

Для организации работ на экологической тропинке я разработала «Паспорт экологической тропинки», который содержит картосхему тропинки с указанием изучаемых объектов. В паспорте дается описание точек тропы по заданной схеме, прикрепляется фото или рисунки объектов.

В разное время года можно посещать разные точки, от одной и более. Одни и те же объекты можно посещать неоднократно, особенно в разные сезоны года, знакомить ребят с особенностями объектов, происхождением названия, использованием людьми.

На экологической тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Свои впечатления увиденного они выражают на занятиях по музыке, изодеятельности, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Во время бесед раскрываются биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названий, народные названия, отражение образа в фольклоре, песнях, стихах, связь с другими растениями и животными, роли в жизни людей, использовании растений.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе, сопереживания живым существам.

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ ДЕТСКОГО САДА

Объектами для наблюдения являются растения, животные, насекомые, птицы, мхи, грибы, неживые объекты. Экологическая тропинка включает в себя несколько площадок:

• Огород.

• Участок сада.

• Альпийская горка.

• Клумбы.

• Живая зеленая изгородь.

• Пни.

• Участки леса.

• Жужжащий и ползающий мир.

• Цветочная полянка.

• Уголки природы в помещении детского сада.

Экологическая комната.

Краткая характеристика площадок экологической тропинки :

ОГОРОД.

Огород представляет собой экологическую точку на хорошо освещенном участке. На нем произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательны для проведения наблюдений.

На огороде высаживаются быстрорастущие, рано созревающие овощи, которые могут употребляться в пищу. Кроме того, дети могут наблюдать за посадками, сравнивать посадочный материал, семена.

Для формирования представлений о разнообразии растений, выращиваются разные сорта лука, салата, петрушки. Сажаем картофель, щавель, укроп, свеклу, редис, репку, огурцы, редьку, тыкву.

На участке огорода дети могут наблюдать за лекарственными травами (фитоогород) : мятой, календулой, подорожником, одуванчиком, лопухом, крапивой и т. д.

Дети знакомятся со всеми описанными растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений и семян, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

УЧАСТОК САДА.

На участке сада можно увидеть рябину, красную и белую смородину, крыжовник. С ранней весны до поздней осени ребята могут наблюдать за ростом, начиная от набухания почек, распускания листочков, цветения до развития и созревания ягод и яблок.

АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА.

Альпийская горка расположена на участке детского сада, гостеприимно встречая всех проходящих мимо. Ее можно назвать горкой самоцветов. На горке много растений, которые последовательно цветут в течение весеннего - осеннего периода, а также есть красивые камни.

КЛУМБЫ.

На клумбах дети могут наблюдать за ростом, развитием, созреванием семян различных цветов, изучать окраску растений, строением стеблей, листиков, бутонов. Смотреть за тем, какие насекомые и когда прилетают на клумбы, наблюдать за их поведением.

ЖИВАЯ ЗЕЛЕНАЯ ИЗГОРОДЬ.

На каждом участке для прогулок детей и вдоль всего периметра участка детского сада высажены кустарники, которые являются живой зеленой изгородью. Она служит газо- и пылеулавливающим барьером. Для эстетики растения подстригают, следят за их ростом. Осенью и летом дети собирают гербарий, в том числе и из их цветочков и листиков.

ПНИ.

На участке находятся несколько пней, которые всегда привлекают внимание детей, так как они служат объектами для игры и наблюдений. На пнях растет мох, грибы- трутни, ползают насекомые. Можно увидеть сердцевину, кольца роста.

УЧАСТКИ ЛЕСА

На территории детского сада растут различные деревья и кустарники, дети наблюдают за изменением кроны деревьев в течение теплого периода года. Собирают листочки, желуди, семена для поделок. На прогулках рассказывают стихи, отгадывают загадки, составляют рассказы и сказки о каждом рассматриваем объекте (березе, дубе, ясени, клене, тополе, сирени).

ЖУЖЖАЩИЙ И ПОЛЗАЮЩИЙ МИР.

На площадке в теплое время года обитают различные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели, муравьи, жуки - все это объекты для наблюдений детей. На увлажненных и затененных участках дети наблюдают за улитками.

Муравьи - живые барометры, активно могут предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья и прячутся от дождя, плотно закрывают «двери» своего «дома».

В почве живут дождевые черви, на площадках можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками коры и камешками. Эти места помечаются на картосхеме.

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА.

На территории полянки можно увидеть дикорастущие растения и растения, которые высаживают ранней весной. Здесь же растут многолетние растения. Полянка украшена игрушками – заменителями: птицы, животные, паровозик, домик. Сюда прилетают птицы, здесь можно наблюдать за кошечкой, насекомыми, растениями, иногда прибегают белки и по весне залетают утки.

УГОЛКИ ПРИРОДЫ В ЗДАНИИ ДЕТСКОГО САДА.

В каждой группе есть «зеленые уголки», а в нашей группе кроме того эта зона дополнена элементами рефлексотерапии: журчащий фонтанчик с водой, лампа- аквариум с меняющимся цветом воды и движущимися пузырьками, лампа с передвигающимися рыбками

(морской пейзаж). В этой зоне собраны различные комнатные растения: цветущие, вьющиеся, с крупными и мелкими листьями, а также лекарственные.

В зоне релаксации очень любят проводить время дети, два удобных кресла, столик, тумба никогда не бывают свободны; здесь стоят контейнеры, в которых игровые обитатели разных природных зон мира, с которыми дети разыгрывают различные игровые ситуации, беседуют, слушают звуки природы (здесь стоит магнитофон).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА.

Новый элемент развивающей предметной среды - экологическая комната (комната друзей природы - мастерская). Она создает особую неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть, делает привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже тот факт, что в комнату друзей природы нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение детей к любому виду творчества (лепка, аппликация, конструирование). Дома дети постоянно рассказывают о том, что делали, что им больше всего нравиться в этой комнате. Ребята с восторгом воспринимают приглашение в эту комнату, ведь там есть возможность для наблюдений за дарами природы, любоваться различными поделками, самим что-нибудь мастерить.

Отмечается, что такие помещения способствуют более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

Комната друзей природы предназначена для экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр.

Несмотря на то, что комната небольшая, она подразделена на ряд функциональных зон.

- ЗОНА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комната хорошо освещена как естественным светом, так и лампами накаливания. Столы необычной формы, напоминающие цветочки, располагают к сотрудничеству, развитию творческих интересов, за ними дети сидят, когда что-либо мастерят, выполняют практическую работу, а в остальное свободное время они играют на ковре, наблюдают за коллекциями, которых в этой комнате много.

- ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ

Зона предназначена для знакомства детей с различным природным и бросовым материалами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Все располагается на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.

При сборе образцов учитываются следующие аспекты:

- доступность для сбора

- разнообразие

- краеведческий

- страноведческий

- природоохранный

- безопасность

- ЗОНА ДЛЯ ВЫСТАВКИ РАБОТ

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: столики для выполнения работ; столик для опытов с водой и песком; строительный конструктор (деревянный и пластмассовый); шкафы для пособий; ковер; комнатные растения; «ящик ощущений», «лаборатория».

ПРИМЕРЫ КОЛЛЕКЦИЙ:

• Коллекция «летающих» семян (клен, ясень)

• Коллекция других семян и плодов (каштаны, желуди, грецкий и лесной орехи)

• Коллекция соцветий (сережки березы, осины, тополя)

• Коллекция камней (различных по цвету, размеру, форме), в том числе искусственных

• Коллекция ракушек (пресноводных, морских, наземных)

• Морская коллекция (звезда, красивые раковины, панцирь краба, кораллы)

• Коллекция сухих листьев

• Коллекция коры деревьев и кустарников

• Коллекция песка, глины, соли (отличаются по цвету, размеру)

• Коллекция мхов и лишайников

Все образцы находятся в прозрачных контейнерах, которые стоят на полках и ребята могут видеть, что в них лежит, могут взять и рассматривать их, использовать для изготовления поделок.

На каждой площадке экологической тропинки выделяются объекты для наблюдений, точки наблюдений, например на участке леса выделяются следующие точки: береза, клен, тополь, ясень, дуб, сирень. На прогулках ребята последовательно наблюдают за этими точками, затем могут их изобразить в рисунке, лепке, конструировании, составить описание объекта.

Приложение (пример наблюдения одной из точек).

ТОЧКА: «БЕРЕЗА»

Люблю березу русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(Прокофьев. А.)

Березу называют белоствольной красавицей. Она широко распространена в северном полушарии, общее количество видов-100. С латинского переводится - бить, сечь; от корня- светится, белеть. Высота березы от 30-45м. Обхват ствола до 120-150см. Корневая система – мощная, растет быстро. Кора - белая, желтоватая, розовая, серая, коричневая и даже черная, полоски клеток на стволах заполнены белым смолистым веществом - бетулином, который придает окраску.

Листья по краю зубчатые, яйцевидно - ромбические, гладкие, молодые- клейкие.

На березе живут гусеница бражника липового, жук - олень, майские жуки, которые питаются ее листьями.

Под березой растут грибы: подберезовик, белый гриб, млечник и др. Поврежденная береза повреждается грибом - чага (трутовик).

Береза занимает важное место в культуре славян, скандинавов и др. народов. Для всех народов – символ перехода от весны к лету, в более широком смысле, символ смерти и воскрешения, культовое дерево – ему поклоняются многие народы. Проводятся «праздники бересты» в Норвегии, Швеции, Финляндии.

Береза – оберег от нечистой силы.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

(Рубцов Н.)

С давних лет береза была образом России. Ветвями украшают церкви к праздникам; в пчеловодстве она важна как пыльценос; Березовая лучина- лучшая для освещения изб в старину, горит ярко и почти не коптит; веники используют как корм и для бани.

В хозяйстве используется древесина, кора, береста, сок. Почки и листья применяют в медицине. Используется в создании полезащитных полос. Древесина- хороший поделочный материал, используется для изготовления фанеры, лыж, игрушек; нарост на дереве (кап)- для поделок.

Деготь получается при сухой перегонке белой коры, применяется в медицине, парфюмерии, для смазки.

Из бересты делают туески, кружки, короба и другие предметы быта. Из лыка (внутренняя часть коры) делают лапти (берестянки, чемоданы, баулы и др. Бересту использовали для рукописей, от малярии, изготавливали лодки, чумы.

Широко используется в медицине как ранозаживляющее, мочегонное, дерматологическое, антисептическое средство.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

• Из березы течет много сока - к дождливому лету.

• Когда береза станет распускаться - сей овес.

• Когда береза перед ольхой лист распускает, лето будет сухое, если Ольха наперед - мокрое.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

• Береза ума дает (о розгах)

• Для врага и береза – угроза.

• Бела береста – да деготь черен.

ЗАГАДКИ:

• Зелена, а не луг, бела, а не мел, кудрява, а не голова.

• Разбежались по опушкам в белых платьицах подружки.

РЕЧЕВАЯ ИГРА: «Назови ласково».

Белая береза

Я тебя люблю

Протяни мне ветку

Нежную свою.

Без любви, без ласки

Пропадаю я,

Белая береза, милая моя.

(Трепетцов В.)

В конце беседы предложить детям нарисовать березу и рассказать о ней все, что узнал; сочинить загадку, сказку или рассказ.

Публикации по теме:

«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как мы с родителями впервые играли в маршрутную.

Долгосрочный проект «Экологическая тропинка»Долгосрочный проект «Экологическая тропинка» Остановка №___ "Муравейник" Младший дошкольный возраст (2-4 года) Наблюдения Тема: Наблюдение за муравьями – тружениками Цели: - расширять.

Тропинка здоровья для босых ножекТропинка здоровья для босых ножек Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам.

Квест-игра «Тропинка безопасности»Квест-игра «Тропинка безопасности» Квест-игра «Тропинка безопасности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Цель: систематизирование полученных знаний и применение.

Проект «Тропинка в экономику»Проект «Тропинка в экономику» Менторство — точка роста детского сада» Прочитала у коллеги публикацию о Проекте "Менторство - точка роста детского сада" и решила тоже.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка»Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка» Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка» (Для детей 5-7 лет) Цель: продолжить экологическое образование детей. Задачи: -повторить.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Тропинка здоровья с использованием нейроигр и упражненийТропинка здоровья с использованием нейроигр и упражнений Тропинка здоровья с использованием нейроигр и упражнений. Пояснительная записка. Целью комплекса нейроигр и упражнений представленных в.

Фотоотчет «Экологическая тропинка для юных дошколят в ДОУ»Фотоотчет «Экологическая тропинка для юных дошколят в ДОУ» Наш детский сад – это второй семейный дом для детей, сотрудников и родителей. Территория прогулочного участка похожа на сказку, на котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропинка
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 01:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая тропинка» (включая файлы) размещена пользователем ирина Рысаева (УИ 693458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД