Аня Руденко
Экологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Олимпиада для дошкольников старших и подготовительных групп детского сада по экологии
Методические рекомендации по разработке заданий для дошкольных и муниципальных этапов олимпиады старших и подготовительных групп детского сада по экологии в 2018 учебном году
Сибай 2018 год
Публикация «Экологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Методические рекомендации по разработке заданий для дошкольных и муниципальных этапов олимпиады старших и подготовительных групп детского сада по экологии в 2018 учебном году
Введение
Методические рекомендации предназначены для организаторов дошкольного и
муниципального этапов олимпиады старших и подготовительных групп детского сада по экологии.
Цель Олимпиады – популяризация экологических знаний, способствующих формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Учитывая это, организаторы олимпиады могут предложить дошкольникам задания, не выходящие за рамки учебного материала, изучаемого на образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, в том числе и ознакомление с природой в детском саду, с экологией, интеграции с другими образовательными областями.
Основу заданий дошкольного и муниципального этапов олимпиады
составляют тестовые задания, которые потребуют от конкурсантов, выбор одного из предложенных вариантов ответов, а также теоретических знаний в области экологии.
Выполнение заданий такого формата потребует от дошкольников не только знаний понятийного аппарата экологии, но и умения оперировать («распоряжаться»)
собственными знаниями, анализировать содержание и объём понятий, находить общее и различное, внятно и аргументировано излагать свою позицию на бумаге.
Проведение теоретического тура олимпиады
Соревнования олимпиады все этапов начинаются, как правило, с теоретического тура, задачами которого являются:
- выявление актуальных знаний детей дошкольного возраста об окружающей живой и неживой природе, в том числе явлениях природы и правилах поведения в природе;
- способствовать формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе;
- развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
- содействовать воспитанию экологической культуры;
- обеспечить эмоциональный комфорт, направленный на получение положительных эмоций.
Задания Олимпиады должны учитывать специфику детей дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития. Для дошкольного возраста характерны наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления. Поэтому, все задания даются в картинках. Они интересные, красочные и соответствуют возрастному развитию детей. Задания Олимпиады разделены на четыре блока (животный мир, растительный мир, неживая природа, правила поведения в природе). В каждом блоке предлагается ряд вопросов и четыре варианта ответа. Всего восемнадцать вопросов. Задания делятся на несколько типов. Первый тип заданий «Найди один правильный вариант ответа» и поставь значок «V» под правильной картинкой. Второй тип заданий «Найди несколько правильных вариантов ответов» и поставь значок «V» под правильной картинкой. Третий тип заданий «Соедини стрелками соответствующие друг другу картинки». Задания всех блоков подобраны из областей биоэкологии, средологии, общей экологии. На примере животного и растительного мира рассматриваются представители разных сред обитания (наземно-воздушной, почвенной, водной, влияние экологических факторов (биотических, антропогенных, абиотических, жилище как среда обитания, разнообразие жилищ животных (дупло, нора, логово, улей). Выявляются знания детей об образе жизни, среды обитания, питания, особенностей строения животных и растений; простейших представлений о систематике животных и растений; разнообразие растительного и животного мира. В блоке «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР» подобраны вопросы выявляющие знания детей об экологических системах (лес, луг, водоём, клумба, строении растений, приспособлений к среде обитания; «экологическая ниша», «ярусы», ядовитые и неядовитые растения. В блоке «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ», рассматривается «цепь питания» или «пищевая цепь», являющаяся важной характеристикой равновесия или его нарушения в экосистеме. Подобраны вопросы, показывающие взаимодействие человека с природой, отрицательное влияние человека на природу и пути выхода из неблагоприятных экологических ситуаций. Через подбор правильного экологического знака (знака запрета, выявляются знания детей о правилах поведения в природе. В блоке «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» выявляются знания детей о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы, погодных условиях, влияния природных явлений на жизнь и здоровье человека, природные угрозы и катастрофы; свойства воды, воздуха, почвы, глины и др. веществ; использование свойств веществ человеком в быту и промышленности.
Пример рекомендаций участникам олимпиады.
1. Конкурсное задание состоит из нескольких тестовых заданий. Каждое задание
содержит один правильный и три неправильных, ошибочных ответа. Они предназначены для того, чтобы замаскировать правильный ответ. Ошибочность ответов
может заключаться в неправильности или неполноте толкования содержания, объёма или связей экологических понятий.
2. Конкурсное задание теоретического тура заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных.
2. Рекомендуемый порядок работы на соревновании.
Получив комплект бланков вместе с листами для черновых записей, воспитатель, который проводит олимпиаду должен на каждом бланке заполнить графы «фамилия», «имя» и «группа», затем приступают к выполнению задания, причем воспитатель читает внимательно задание (при необходимости можно прочитать 2-3 раза задание).
После окончания тура, воспитатель собирает бланки.
После проверки ответов и выставления баллов на каждом бланке работы воспитанников
Расшифровываются. Результаты выполнения конкурсного задания первого тура
(количество баллов) заносятся в таблицу.
Система оценивания конкурсных работ дошкольного этапа
При оценивании решений первого тура члены жюри могут воспользоваться
методическими рекомендациями с условиями и решениями задач, разработанными
предметной методической комиссией.
Каждый член жюри проверяет все решения какого - либо из заданий внутри возрастной группы и выставляет оценку по соответствующей балльной системе.
Оценивание правильного ответ из представленных ниже утверждений: правильный ответ
– 1 балл.
Текст заданий
1. Найди каждому листочку свое дерево и соедини линией.
а) лист березы 1) дуб
б) лист рябины 2) клен
в) лист клена 3) рябина
г) лист дуба 4) береза
2. Нарисуй красным карандашом круг рядом с перелетными птицами, а синим карандашом круг рядом с зимующими птицами.
- ласточка;
- журавль;
- кукушка;
- голубь;
- грач;
- утка;
- воробей;
- синица.
3. Отметь галочкой только те цветы, которые растут в саду – садовые.
- тюльпан;
-т колокольчик;
- ромашка;
- роза;
- георгин;
- гладиолус.
4. Отметь галочкой только те правила поведения в природе, которые мы должны соблюдать.
- нельзя бросать мусор;
- нельзя рвать много цветов;
- можно отдыхать на природе;
- можно гулять в лесу;
- нельзя разжигать костры;
- можно рвать и собирать ягоды.
5. Отметь галочкой только те явления природы, которые относятся к зиме.
- град;
- радуга;
- звездное небо;
- снег;
- роса;
- лужи;
- листопад;
- сугробы.
6. Закрась круг в синий цвет около тех животных, которые обитают на территории Башкортостана.
- волк;
- тигр;
- лось;
- белка;
- бурый медведь;
- заяц;
- кенгуру;
- белый медведь.
7. «Четвертый лишний» Найди в каждой группе лишнее и отметь галочкой.
1) заяц, волк, бурый медведь, собака;
2) яблоня, сосульки, водопад, камень;
3) малина, гладиолус, черная смородина, крыжовник.
8. Соедини линиями животного и то чем оно питается.
1) заяц орешки
2) тигр мясо
3) белка мед
4) бурый медведь трава
9. Раскрась в зеленый цвет круг рядом с теми кустарниками, которые ты считаешь низкими.
- малина;
- сирень;
- рябина;
- крыжовник;
- черная смородина;
- вишня;
- шиповник;
- слива.
10. Отметь галочкой только съедобные грибы.
- белые поганки;
- белый гриб;
- лисички;
- сыроежки;
- мухомор;
- опята.
11. Соедини только те картинки, которые являются пищевой цепью хищника.
Трава лес мед яблоки заяц гиб волк
12. Раскрась зеленым карандашом звездочку всех объектов неживой природы.
Град, небо, горы, сосульки, водопад, камень, лужа, радуга.
13. Отметь галочкой как растет лук.
14. Кто чем питается? Соедини линиями.
Карась молоко
Кошка морковь
Кролик корм для рыб
Заяц трава
15. Отметь галочкой какие животные обитают в водоемах.
Щука, лягушка, синица, крокодил, белый медведь, карась.
16. Когда это бывает?
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Меня вы все, я …
- зима;
- осень;
- лето;
- весна.
17. Раскрась красным карандашом круг около каждого фрукта, и зеленым карандашом круг около каждого овоща.
- яблоко;
- томат;
- банан;
- перец;
- слива;
- апельсин;
- огурец;
- морковь.
18. Кто где живет? Соедини животных и их жилище.
Будка белка
Берлога медведь
Дупло лиса
Нора собака.
Список литаратуры.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. (Библиотека воспитателя).
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. (Образование и творчество).
4. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
5. Мазильникова, Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова, С. В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
7. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
8. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.