Светлана Бушева
Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы стать успешным, современному человеку необходимо запоминать очень большие объемы информации. Поэтому крайне важно развивать свою память с раннего возраста, используя для этого все возможные методы. Одним из таких методов является эйдетика, о специфике которой мы сегодня и поговорим.
Дети зачастую воспринимают и запоминают какую-либо информацию через мир образов. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.
Публикация «Эйдетика для детей дошкольного возраста: основные правила, методы, упражнения» размещена в разделах
Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения. Использование приемов эйдетики позволяет поддерживать то, что дано ребенку природой, но при этом важно понимать, что если мы чем-то не пользуемся, то мы достаточно быстро это утрачиваем. Эйдетика направлена на развитие всех видов памяти в единстве с творческим мышлением и воображением.
Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.
Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.
В чем польза эйдетики?
Использование эйдетики позволяет развить память и внимание – это основное, что дает применение данной методики. Но это не единственное преимущество этого метода, который также оказывает следующие положительные действия:
• улучшение концентрации внимания;
• развитие образной памяти;
• развитие воображения у детей;
• регулярные занятия позволяют ребенку запоминать больше информации, чем при обычных способах, когда ребенку просто предлагается какая-то информация, которую нужно выучить;
• помогает запоминать труднопроизносимые термины, формулы и многозначные числа;
• это хорошая база для дальнейшего изучения иностранных языков;
• повышение работоспособности;
• развитие образного и ассоциативного мышления.
Эйдетика для детей стала все чаще использоваться в детских садах и школах. Это объясняется тем, что маленькие дети очень быстро теряют интерес к занятиям, их сложно организовать, чтобы они сидели и изучали что-то. А вот использование ярких наглядных образов делает занятия интересными для них, поэтому они лучше запоминают информацию.
Но эйдетика может использоваться не только в дошкольном или школьном возрасте. Эйдетические методы практикуются в старших классах, в студенческом возрасте, когда необходимо запомнить большой объем информации перед экзаменом. Это лишний раз подчеркивает ее эффективность.
Основные эйдетические методы
Упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста включают в себя целый комплекс занятий, направленных на развитие памяти, запоминание точной информации и т. д. Ниже мы рассмотрим основные из них.
Зрительная прорисовка
Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т. д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.
Мысленная прорисовка
Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя, показ слайдов с соответствующими картинками и т. д.
Мнемотехника
Мнемотехника – это специальные методики запоминания определенных видов информации. Основным принципом этого метода является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или другое чувственное представление, связывание объектов с уже имеющийся информацией для упрощения ее запоминания.
Суть ее заключается в следующем:
• информацию кодируют в определенный образ;
• далее запоминают эту связь и последовательность;
• мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.
Одним из ярких примеров мнемотехники является подсказка для тех, кому сложно выучить названия и порядок падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленки» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
Цепная реакция
Суть его заключается в том, что можно связать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.
К примеру, подбирается 10-15 совершенно разных слов (пуговица, автомобиль, рис и т. д.). Задание заключается в том, чтобы создать из них рассказ или просто логическую цепочку. При этом чем нелогичнее будет эта цепочка, тем ярче будут образы, поэтому ребенок лучше запомнит их и, как следствие этого, в его памяти отложатся несколько новых слов.
Аквовербальная техника
Учебный материал зашифровывается в стихотворения, песни, различные аббревиатуры и т. д. Плюс этого метода в его наглядности, при этом упражнение интересно и познавательно.
Вот несколько примеров:
«Чтоб запомнить дни недели,
Дятел лбом стучал по ели
И бубнил себе под нос:
Пон-втор-сред-чет-пят-суб-вос!»
«В океаньем полном списке:
Атлантический, Индийский,
Тихий и нам вверенный
Ледовитый Северный».
Основные правила использования эйдетики.
При использовании эйдетических методов важно придерживаться нескольких правил :
Каждое упражнение – это комплекс задач, которые выполняются с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных карточек и других приспособлений.
• Ребенку даются задачи в разных формах: в виде схем, моделей, письменных или устных инструкций.
• Задачи должны даваться ребенку от простого к сложному, т. е. важна последовательность.
• Большинство упражнений не ограничивается предложенными образами, т. е. дети могут проявлять фантазию, высказывать свои ассоциации и т. д.
• Все упражнения должны проводиться в непринужденной обстановке, любое принуждение категорически запрещено.
Эйдетика строит работу с детьми на основании целого ряда ассоциаций: свободных, цветовых, тактильных, вкусовых, звуковых, графических, обонятельных, предметных, а также ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Приведем несколько примеров.
Свободные ассоциации.
Педагог спрашивает: «У меня есть кошка. О чем вы подумали?». Далее дети говорят то, что возникает у них в голове при слове «кошка».
Пример:
«Я подумал про молоко, потому что кошки очень любят его».
Цветовые ассоциации.
Детям показываются карточки с нарисованными пятнами разных цветов (но не цветные изображения явлений и предметов). Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы выбрать среди картинок разных предметов то, что у него ассоциируется с заданным цветом. К примеру, педагог показывает синий цвет и спрашивает: «Вот синий цвет. О чем вы подумали?».
Пример:
«Я подумал о море, потому что оно синего цвета».
Упражнения на другие виды ассоциаций проводятся примерно по такой же схеме, только используется разный инструментарий: тактильные картинки, аудиозаписи различных шумов и т. д. Основной вопрос, который задает воспитатель: «О чем вы подумали?».
Заключение
Эйдетика – это очень эффективная методика для развития памяти, внимания, абстрактного мышления и воображения. Игровая составляющая упражнений сохраняет интерес у детей, поэтому занятия проводятся очень продуктивно. Приемы эйдетики можно использовать и в зрелом возрасте, поэтому эта методика по-настоящему универсальна.