Ольга Павлова
Эффективные формы работы с родителями.
▼ Скачать
В настоящее время практикой накоплено многообразие как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй.
Я хочу поделиться с вами, дорогие коллеги, еще несколькими эффективными формами и методами партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников, исходя из своего опыта.
1. Родительская газета. Уже третий год я выпускаю газету группы «Кораблик», девиз которой звучит следующим образом: «Если вы хотите узнать радость воспитания своих детей – читайте нашу газету».
Публикация «Эффективные формы работы с родителями,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Каждый номер газеты посвящается определенной теме, например, самый первый выпуск был посвящён адаптации, экологическому воспитанию, эмоциональному развитию и др. Постоянные рубрики газеты – слово редактора, советы психолога, советы воспитателя, поиграем, почитаем. Газета выходит 1 раз в квартал.
2. Различные акции. Это могут быть акции, приуроченные к дню Земли (2 жизнь старым вещам, к дню птиц (Накорми пичугу, к дню книги (Книжки для малышек) и т. д. На 1 полугодие мы запланировали акцию – «Зеленый уголок», благодаря которой, наш уголок природы пополниться новыми комнатными растениями. Любая акция таит в себе много воспитательных моментов. Это и бережное отношение к старым вещам, к объектам живой и неживой природы, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Здесь самое главное – это в какой форме преподнести информацию об акции родителям, как мотивировать их на участие. Мы это делаем в форме красочно оформленного объявления. Например: акция «Кормушка».
В целом, любое объявление стараюсь оформлять красочно. Вот, например, объявление о празднике.
3. «Музей одного образа». Отличительной чертой такого мини-музея является то, что он занимает часть приемной. Как воспитатели, так и дети, и их родители имеют возможность обратиться к материалам музея. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Длительность экспозиции - 1 месяц. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини-музее» не только можно, но и нужно. В обычном музее ребенок созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Тему мини-музея могут подсказать детские увлечения. Например, музей куклы. Дети могут принести кукол своих бабушек и мам, научиться складывать и вырезать бумажных кукол, родители поучаствовать в изготовлении тряпичной куклы на мастер классе - «крупенички», в технике «папье – маше». В ходе бесед и рассматривания экспонатов, дети получат знания о куклах, изготовленных из разных материалов - глины, стекла, фарфора, ткани, пластмассы, бумаги и даже камня. Познакомятся с материалами и их свойствами. Тематику также может подсказать календарь, например, к Дню космонавтики сделать музей «Ракеты и орбитальные станции», к 8 марта - «Музей цветов», к 1 мая - «Музей солнца». А на Масленицу - "Музей блинчика". Длительность его была только 1 день, но зато экспонаты, всем пришлись по вкусу - и родителям, и детям, и нам.
4. Мастер - классы. Вошло в традицию проводить такие мастер классы, как :
" Новогодняя игрушка", "Новогодний дизайн" (в декабре,
"Броши своими руками" (на 8 марта,
"Подарок для больших и маленьких мужчин" (на 23 февраля) и т. д.
При проведении мастер классов задействуем родителей не только как участников, но и как учителей. Так, одна мама научила всех делать чудесные броши из лент.
На другом мастер классе, мы учились делать броши из фетра. Тут в роли учителя выступала бабушка одного из воспитанников.
На новогоднем мастер - классе делали ёлочку из салфеток и замечательного снеговика из ниток.
На следующий год делали прекрасные шары для оформления группы. Кроме родителей, участие принимали и дети. Они вырезали снежинки.
5. Участие родителей в летних творческих проектах.
Перед родителями стояла задача продумать и воплотить в реальность свой проект. Главное условие было, что проект был об объектах живой природы. Родители сами продумывали методы и формы реализации проекта со своим ребенком, форму защиты. Защита проектов вылилась в прекрасный праздник "Юных Всезнаек", на котором детки и родители рассказывали об объекте своего исследования. Запоминающимися все выступления сделали животные. На защитах были представлены и улитка Ахатина, и живые бабочки, и большая сухопутная черепаха. В конце каждого выступления, родители играли со всеми детьми в подвижную игру по теме проекта. У всех участников были разные интересные методы защиты проектов. Помимо иллюстрированного фотографиями, презентациями, плакатами, рассказа, про объект исследования, мы увидели и выступление папы в роли гусеницы (проект "Бабочки", и маму в роли бабочки, и все вместе лепили улитку, а потом "наколдовали" настоящую (проект "Улитка Ахатина"). Поели сладких черепах - печенек с вкусным чайком.
Все проекты были достойны награждения энциклопедиями и почетными грамотами.
6. Группа в "Контакте".
Благодаря созданию своей закрытой группы, я получила возможность оперативно выкладывать фото отчеты о пройденном дне, объявления, различные материалы на закрепление по лексическим темам, выкладывать интересные ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители, в свою очередь, приобрели возможность быть всегда в курсе всех событий нашей группы, будь то занятия, экскурсии, просто прогулки и различные развлечения. Кроме того, созданная группа в "Контакте" позволяет обмениваться фото и видео файлами со всеми участниками группы - то есть со всеми родителями. Такая нетрадиционная форма партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников способствовала сплочению родительского коллектива.
7. Семейные театры. Это творческое объединение нескольких семей, педагогов и хореографа, музыканта с целью либо сделать постановку для детей, кукольный спектакль или просто живой концерт. Сюда же можно отнести и участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой в образе Лисы, папой - волшебником приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В основном, родители становятся актерами на празднике книги.
8. Дни здоровья с родителями. Традицией стало организовывать выезды
за город в конце учебного года. Выезжаем и на Голубое озеро, и в "Дом охотника", и в Березовую рощу.
Спортивное мероприятие и бутербродики с чайком в термосе, делают общение родителей друг с другом и с педагогами группы неформальным и доверительным. А дети? Они так счастливы и рады, когда мама с папой участвуют в жизни группы.
Спасибо за внимание.