Душеба Евгения
Взаимосвязь логопеда и психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь логопеда и психолога.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них подлежат зачислению в специальную речевую группу. Однако работу учителя-логопеда в условиях логогруппы осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно - методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной логопедической группы.
Публикация «Взаимосвязь логопеда и психолога» размещена в разделах
Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, со-хранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О. А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи» : В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально - типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-рече- вой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
• Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
• Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога
• Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
• Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
• Совершенствование мелкой моторики.
• Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
• Развитие зрительно-моторной координации.
• Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
• Активизация отработанной лексики.
• Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
• Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
• Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми.
Постановка задач коррекционно-развивающей работы.
Разработка программы работы. Планирование работа, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы.
Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов.
Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу. Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).
Оформление информационных выставок
Составление плана просветительской работы с родителями. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
Проведение консультаций, практикумов.
Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
Оформление информационно - методических выставок. Предоставление рекомендаций по ведению «индивидуальных» логопедических тетрадей.
1 2
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов
Постановка задач и разработка сценария консилиума. Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.
Организационная работа
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК зачисленных на лого пункт. Комплектование подгрупп детей по пр оя вления м нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы.
Составление перспектив ных планов индивидуальной и фронтальной работы
Изучение медицинских карт
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этап Основное содержание Результат
1 2 3
Организационный (сентябрь — октябрь) Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных кар т развития детей
Организация и проведение психолого-медико- педагогических консилиумов.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
1 2 3
Основной (ноябрь -февраль)
Решение задач, заложенный: в инди-видуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии.
Заключительный (март — май) Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.
Изменение характера коррекционной работы или корректировка «инди-видуальных и групповых программ
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного лого-педического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.