Получи документы

Взаимосвязь логопеда и психолога

Душеба Евгения
Взаимосвязь логопеда и психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь логопеда и психолога.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них подлежат зачислению в специальную речевую группу. Однако работу учителя-логопеда в условиях логогруппы осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно - методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной логопедической группы.

Публикация «Взаимосвязь логопеда и психолога» размещена в разделах

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, со-хранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О. А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи» : В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда

• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально - типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-рече- вой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

• Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

• Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

• Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

• Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

• Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

• Совершенствование мелкой моторики.

• Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

• Развитие зрительно-моторной координации.

• Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

• Активизация отработанной лексики.

• Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

• Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

• Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Постановка задач коррекционно-развивающей работы.

Разработка программы работы. Планирование работа, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов.

Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу. Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).

Оформление информационных выставок

Составление плана просветительской работы с родителями. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.

Проведение консультаций, практикумов.

Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.

Оформление информационно - методических выставок. Предоставление рекомендаций по ведению «индивидуальных» логопедических тетрадей.

1 2

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума. Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК зачисленных на лого пункт. Комплектование подгрупп детей по пр оя вления м нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы.

Составление перспектив ных планов индивидуальной и фронтальной работы

Изучение медицинских карт

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Этап Основное содержание Результат

1 2 3

Организационный (сентябрь — октябрь) Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных кар т развития детей

Организация и проведение психолого-медико- педагогических консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

1 2 3

Основной (ноябрь -февраль)

Решение задач, заложенный: в инди-видуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии.

Заключительный (март — май) Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка «инди-видуальных и групповых программ

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного лого-педического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению методического пособия «Взаимосвязь базовых форм оригами» в технике «оригами»Детский мастер-класс по изготовлению методического пособия «Взаимосвязь базовых форм оригами» в технике «оригами» Всем известно значение оригами для развития ребенка. Оно развивает пространственное воображение, глазомер, тренирует память, усидчевость.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты»Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты» Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога Тема: «В поисках ракушек-доброты» Цель: расширять лексический словарь по теме.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь логопеда и психолога
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 17:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь логопеда и психолога» (включая файлы) размещена пользователем Душеба Евгения (УИ 3001658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД