Светлана Юрьевна Грибова
Сценарий мероприятия по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План мероприятия :
1. Концептуальный подход к решению задач совместного сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
2. Мастер-класс для воспитателей по внедрению форм и методов в развитии музыкальной деятельности в ДОУ
3. Обсуждение, подведение итогов.
Цель:
-Повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей.
Задачи:
Публикация «Сценарий мероприятия по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.
2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах музыкальной деятельности, используя личный опыт и наработки.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.
Ход мероприятия:
1 часть (методическая).
Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ— одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.
Эффективной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко, а также координация—распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в непосредственной образовательной деятельности.
Непосредственная образовательная деятельность—важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признают, что больше времени уделяется таким видам деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т. е. те виды, которые впоследствии могут быть представлены на праздничном утреннике. А на слушание –восприятие музыкальных произведений, обучению игре на детских музыкальных инструментах времени остаётся недостаточно. Поэтому помощь воспитателя в разучивании текстов песен, отработке музыкально-ритмических движений, закреплении репертуара играет огромную роль в решении задач музыкального воспитания.
2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми.
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. В музыкальную деятельность детей вовлекает и музыкальный руководитель и воспитатель. Активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности : слушание музыкального произведения с последующим обсуждением, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т. е. так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно. Для этого необходимо создать предметную среду: музыкально-дидактические пособия, музыкальные инструменты.
3. Блок свободной самостоятельной деятельности.
Ребёнок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. Задача воспитателя и музыкального руководителя—создать такую предметную среду, которая обеспечит ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, материалы для дидактических упражнений, книги и альбомы. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей по мере возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо :
1. Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
4. Разучивать движения с отстающими детьми.
5. Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе дидактических игр.
7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен,и др.)
8. Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
9. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
10. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
11. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
12. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
13. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
14. Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.
Всё это возможно при активном взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания в ДОУ.
2 часть (практическая).
Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу», в котором вам предстоит принять активное участие. Мы остановимся на всех видах музыкальной деятельности, используя различные методы и приёмы их освоения.
Итак, в начале музыкального занятия мы приветствуем друг друга, исполняя небольшие песенки-распевки, которые способствуют развитию правильной артикуляции и дикции, координируют детский слух и голос, развивают чистоту интонирования. Обязательно обращаем внимание на посадку детей и положение корпуса во время пения.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»(муз. и сл. М. Картушиной)
-Здравствуйте, телята!
-Му-му-му!
-Здравствуйте, козлята!
-Ме-ме-ме!
-Здравствуйте, ягнята!
-Бе-бе-бе!
-Здравствуйте, цыплята!
-Пи-пи-пи!
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
В распевках для детей старшего дошкольного возраста я часто использую чистоговорки, которые полезны тем, что развивают чистоту дикции, дети осваивают умение быстро произносить согласный, стоящий перед гласным. Особенно полезен такой метод в работе с детьми в логопедических группах. Например:
«Чистоговорки» (муз. и сл. М. Картушиной)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра—
Вышли кони со двора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру—
Я хожу по двору.
Да-да-да, да-да-да—
Наступили холода.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду—
Я на лыжах иду.
2. В разделе «Слушание»
я включаю различную музыку : произведения классиков и современников, народную и фольклорную. Знакомлю с композиторами и их творчеством, музыкальными инструментами, используя наглядный материал, обязательно провожу беседы-обсуждения прослушанного материала. А также использую дыхательные упражнения, например :
«Дыхание под музыку».
Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление дыхания дети делают вдох носом, на затихание—выдох ртом, правая рука находится на животе.
(Участники выполняют дыхательную гимнастику вместе со мной под музыку вальса)
В повторном варианте можно дышать наоборот: вдох—ртом, выдох—носом.
Аналогичное упражнение можно выполнять, используя предметы: к вырезанным из бумаги снежинкам, листочкам, бабочкам привязать нитку с петлёй. Затем надеть на указательный палец и под звучащую музыку на сильную долю дуть на предмет, наблюдая за его движением. Такие упражнения можно проводить воспитателям и в группе, т. к. они нормализуют и укрепляют работу дыхательной системы.
3. Теперь мы переходим к пению.
И здесь можно использовать такие игровые приё мы:
Музыкальная игра «Поём молча» или «Испорченная пластинка»
Русская народная песня «Два весёлых гуся».
1. Жили у бабуси
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
2. Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
3. Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси!»
4. Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Исполняем песню так: одну строчку поём вслух, другую про себя. (Участники поют)
Другая игра называется «Спрячем мелодию».
Педагог при исполнении песни держит перед собой раскрытую ладонь—дети поют вслух, сжимает в кулачок—дети продолжают петь, но про себя. Такие методы развивают у детей музыкальную память, ритмический слух, закрепляют пройденный репертуар.
4. Переходим к следующему разделу «Игра на детских музыкальных инструментах»
и я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку, развитие слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.
Музыкальная игра «Оркестр».
Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и поют, выполняя движения по тексту.
Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)
Инструменты в руки взяли.
Инструменты в руки взяли,
На них марш мы заиграли.
(поднимают любой инструмент и играют
ритмическое сопровождение к маршу)
Побежали, побежали,
(кладут инструменты на пол и бегут по кругу)
И немножко мы устали,
Инструменты в руки взяли,
На них полечку сыграли
(поднимают инструменты и играют польку)
По дорожке мы пошли,
(кладут инструменты и ходят на всей ступне)
Инструменты мы нашли.
Инструменты в руки взяли,
Нежно вальс на них сыграли.
(поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)
По дорожке поскакали,
(кладут инструменты и идут поскоками по кругу)
Ножки вновь у нас устали.
Инструменты в руки взяли,
Пляску русскую сыграли.
(поднимают инструменты и играют русскую плясовую)
Если ваши дети устали или их нужно переключить на другой вид деятельности, мы используем следующий метод:
5.«Релаксация»
Дети ложатся на ковёр. Звучит любая спокойная мелодия, например «Звуки и голоса природы» или классическая музыка.
Педагог: (говорит медленно, нараспев)
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Наши ножки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Сладко потянулись,
Дружно улыбнулись.
Релаксация способствует понижению кровяного давления, способствует нормализации дыхания, вызывает положительные эмоции, улучшает общее состояние ребёнка.
6. Переходим к ритмопластике.
Ритмопластический этюд «Кто как ходит?» (старшая группа)
Педагог:
Кошка ходит по-кошачьи,
Ходит крадучись она.
(Пружинящий шаг)
А собака по-собачьи
Ходит гордости полна.
(Руки согнуты в локтях перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен)
По-козлиному козлёнок
Скачет рожками вперёд.
(Поскоки)
По-утиному утёнок
Чуть вразвалочку идёт.
(Шаги с лёгким покачиванием из стороны в сторону)
По-слоновьи ходит слон,
Тяжело ступает он.
(Шаг в сторону, приседание)
По-гусиному гусята
Важно шествуют шажком.
(Ходьба в полуприсяде, ровная спина)
А по улице ребята—
Кто вприпрыжку, кто пешком.
(Импровизация по желанию детей)
Можно использовать мини-рассказы, в которых включена импровизация:
«Утро»
(Участники озвучивают)
Педагог: Настало утро, пропел петушок--- … Часы пробили шесть часов-- … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке-- … Коровы начали собираться в стадо и мычать--…
Продолжаем наш мастер-класс.
И теперь мы перейдём к любимому виду деятельности детей—это игра. Она развивает двигательные качества, умение ориентироваться в пространстве, развивает творческие способности, воображение и фантазию, закрепляет выученный репертуар.
В своей работе я использую такое направление, как
7.«Логоритмика».
Дети очень любят движения, и выполняя различные задания педагога, направленные на развитие двигательных качеств и умений, развития творческого воображения и импровизации, решаются многие программные задачи музыкального воспитания.
Пример для средней, старшей группы
- Театральная игра –сказка «Мышка –мать и ее хитрые мышата
-«БЕЛКИН ДОМИК»,
Итог:
Сегодня мне хотелось показать, как в доступной игровой форме можно приблизить ребёнка к миру музыки, научить её любить, слушать, эмоционально реагировать, развивать творческие способности в импровизации, музицировании, исполнительстве.
И наша совместная работа обязательно заставит биться в такт любое детское сердечко.
Спасибо за участие!