Оксана Балаганская
Взаимодействие семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно-творческий, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – декабрь 2014г.
Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Основные задачи :
обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей;
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку;
повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения;
совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка;
обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
5
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
- опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2. Основной этап (октябрь-ноябрь)
-в ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей, необходимо отметить, что тематика варьируется в зависимости от социального запроса родителей. 3.
3. Заключительный этап (декабрь)
-анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ;
-проведение новогоднего праздника совместно с родителями «Дружно встретим новый год!»;
-создание семейного клуба «Дружная семейка».
1. Подготовительный этап.
Приложение1, приложение 2
6
2. Основной этап (октябрь-ноябрь).
ИДЕИ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТСКИМ САДОМ.
Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения, используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
1. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
7
6. Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения, когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
7. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
8. Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
9. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
10. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что
8
освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь : здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
12. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
13. Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.
14. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
15. Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
16. Гость группы. Родительский час.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
17. Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в
9
организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
18. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
19. Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
20. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
21. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
23. Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
24. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
10
Предложения для работы с родителями:
Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.
-уважайте родителей;
- поощряйте участие родителей, содействуйте им, подсказывайте родителям, как они могут участвовать в жизни детского сада;
-старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество;
- позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом;
-говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей, обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада;
-будьте терпеливыми;
- делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление;
-поддерживайте тесные контакты;
-выражайте свою признательность;
- постарайтесь вовлекать всю семью;
- сохраняйте конфиденциальность;
-сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.
11
Формы работы с родителями:
- педагогическая гостиная;
-консультации, беседы, конференции;
-развлечения, праздники;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- практикумы, мастер-классы;
-прогулки, экскурсии;
-наглядная пропаганда (папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ);
- обобщение опыта семейного воспитания;
- презентация дошкольного учреждения.
3. Заключительный этап (декабрь)
-Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ;
- проведение новогоднего праздника совместно с родителями «Дружно встретим новый год!»
12
Предполагаемый результат реализации проекта:
-повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей посредством разнообразныx форм сотрудничества;
-обеспечение для детей из разных слоев населения равных стартовых возможностей в получении качественного дошкольного образования;
-успешная адаптация к условиям детского сада и поступление в группу;
-повышение авторитета ДОУ среди родителей воспитанников;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
-проведение совместного семейного праздника «Дружно встретим новый год»;
- создание семейного клуба «Дружная семейка».
Оценка результатов.
В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг достижения результатов. На каждом этапе будут подводиться итоги выполнения и результативности системных изменений в совместной деятельности. Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.