Лариса Цветкова
Взаимодействие с семьей в условиях организации предшкольного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Публикация «Взаимодействие с семьей в условиях организации предшкольного образования,» размещена в разделах
Современное дошкольное образование имеет значительные традиции в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшему школьному обучению, но с учетом изменившейся образовательной ситуации, когда некий процент детей не посещает ДОУ, возникла необходимость создания системы образования детей старшего дошкольного возраста, с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Для этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет. Предшкольное образование стало одним из путей выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, формирования успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, ликвидации проблемы общения с взрослыми и сверстниками и вхождения в большой детский коллектив.
На базе МОУ ДОД «Тихвинский центр детского творчества» организованы и функционируют группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет, не посещающих детский сад. Данное объединение называется школа раннего развития «Ступеньки», в дальнейшем «школа».
Организация предшкольной подготовки требует соблюдения ряда педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной адаптации ребенка. Это личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию; опора на уровень достижений дошкольного детства; направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др., через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности будет закладываться естественно и органично.
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, считаю взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений для обеспечения полноценного общего развития детей. Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей. Хотя для ребенка – семья - первая школа воспитания – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Ближе всего к дошкольнику, не посещающему детский сад, и проблемам его воспитания в этот период стоят педагоги школы раннего развития «Ступеньки», заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и «школы». Диалог между «Ступеньками» и семьей строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Анализ нормативно-правовых документов разного уровня позволяет педагогам разграничить роль, права, обязанности и ответственность семьи и ОУ в воспитании, обучении и развитии ребенка. Изучение таких документов, как Семейный кодекс, Конституция, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании", Концепция дошкольного воспитания, а также Устав ОУ, Договор между ОУ и родителями ребенка - позволяет педагогу юридически грамотно построить отношения с семьей и образовательный процесс, с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.
Для достижения положительного результата в вопросах воспитания и развития дошкольника, педагоги «Ступенек» рассматривают семью и «школу» в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами «Ступенек» и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Практика преемственности между семьей, образовательным учреждение и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Интеграция образовательных задач ОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решения многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для содействия в создании полноценных условий для развития ребенка и подготовки его к школе, осознания проблем в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми, поиска путей их решения.
Задачи: 1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. 2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей. 3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательном учреждении на основе Федеральных государственных требований.
В школе раннего развития «Ступеньки» существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, и др.
К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы, консультации, «заочные» консультации (готовится ящик для вопросов родителей).
К наглядно-информационным формам относятся: записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.
Как показывает практика, в настоящее время особой популярностью, как у педагогов школы «Ступеньки», так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. На сегодня практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм по четырем направлениям предлагает Т. В. Кротова. Педагоги «школы» ведут работу по привлечению родителей к сотрудничеству, используя эти направления.
1. Информационно-аналитическое направление: направлено на сбор, обработку и использование данных о семье каждого воспитанника, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Формы общения: социологический опрос, тесты, анкетирование, интервьюирование, «почтовый ящик».
2. Досуговое: призвано устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Формы общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, проектирование.
3. Познавательное: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания и развития детей.
Формы общения: семинары-практикумы, работа родительского комитета, для оказания помощи при подготовке к школе организован «Университет для родителей» (по факультетам – образовательным областям : «Грамота», «Логика» и др, лектории «Родительская школа», «Устные педагогические журналы», игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
4. Наглядно-информационное: (информационно-ознакомительная форма; информационно-просветительская форма). Ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы. Направлено на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Формы общения: «Театральная пятница», «Круглый стол»; «Дни открытых дверей», открытые занятия, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, информационные проспекты для родителей, презентации о жизни «школы», выпуск актуальных «газет», совместное создание предметно - развивающей среды, проекты (например, «Страна Витаминия», создание портфолио семьи, призванное заинтересовать и вовлечь родителей в образовательный процесс.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Совместная работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, а также подготавливает родителей совместно с детьми к следующей ступени в их образовательном развитии.