Светлана Буравлева
Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством интерактивных форм сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы является первым стратегическим документом в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечивает координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес и педагогическим сообществом.
Среди условий, способствующих эффективности экономического воспитания и образования дошкольников, главным является взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Формированию мотивации родителей к сотрудничеству с педагогами во многом способствует включение родителей в различные формы сотрудничества.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются различные интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
«Интерактивный» - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные формы с родителями ориентированы на сотрудничество через участие и взаимодействие в процессе диалога.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
• обмен опытом;
• выработка общего мнения;
• формирование умений, навыков;
• создание условий для диалога;
• групповое сплочение;
• изменение психологической атмосферы.
Уважаемые коллеги! сегодня мы представляем вам наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями по экономическому воспитанию дошкольников, реализуемые в группе старшего возраста в нашем ДОУ.
В рамках семейного воспитания по экономике родителям было предложено совместно с детьми составить и презентовать проект на тему «Бюджет семьи». Родители представили проблему распределения бюджета семьи в соответствии с потребностями членов семьи. В форме фотоотчета представили, как и на что распределялся семейный бюджет (квартплата, продукты питания, одежда, лекарства.).
В рамках тематической акции «Оформим Центр экономики в группе» изготовили лепбуки «Финансовая грамотность», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Какие бывают деньги», «Мы копим», «Семейные профессии».
Повышению информационной компетенции родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников способствует технология «Гость группы».
Цель данной технологии – создание условий для ознакомления воспитанников ДОО с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, вовлечение родителей и социальных партнеров в образовательную деятельность по формированию основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширение представлений детей о профессиях взрослых, формирование уважительного отношения к труду, людям разных профессий, привитие детям определенных культурных ценностей;
- ознакомление воспитанников с трудовой деятельностью родителей детского сада;
- повышение компетентности родителей в развитии и воспитании детей.
Технология «Гость группы» используется не реже 1 раза в месяц в с приглашением «гостя» (родителя воспитанников, социального партнера или представителя какой-либо организации. Например, «Сбербанка» для ознакомления детей с профессией экономического характера («бухгалтер», «экономист», «кассир) и другие.
Этапы взаимодействия в формате реализации технологии
«Гость группы»
1. Предварительный этап
С детьми:
Беседы о профессиях, которые потом более подробно представит «Гость группы».
Совместное определение круга вопросов о профессиях (что хочу узнать или увидеть).
С родителями и социальными партнерами:
Анкетирование с целью выявление активных участников в формате «Гость группы»;
Консультирование взрослых об особенностях организации мастер-класса в ДОО;
Составление плана вопросов для взрослых, на которые необходимо ответить в ходе мероприятия с детьми.
2. Основной этап
Структура технологии
Цель прихода родителя к детям : ознакомление детей с определенной профессией.
Задачи «гостя группы» :
1. Рассказать о своей профессиональной деятельности, её особенностях.
2. Показать или проиллюстрировать оборудование, инструменты, которые
используют люди данной профессии (можно использовать видеоролики).
3. Рассказать о значимости данной профессии.
Взаимодействие героя с детьми :
компонентами взаимодействия являются : беседа, решение проблемной ситуации, игровое упражнение, рефлексия.
Еще одна технология эффективного взаимодействия с родителями, это Постер- технология. Постер – это своего рода объявление, плакат, афиша. Также под постером подразумевают художественно оформленный плакат, который используется для рекламных или декоративных целей.
Постерная технология - форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Составляющими компонентами постер-технологии стали:
1. Введение в тему постера.
2. Игра или проверочное задание.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Поиск путей решения.
5. Изготовление постера.
6. Рефлексия
Мы предлагаем вам пример изготовления постера «Домик- экономик».
Цель: расширить представления родителей о современных эффективных формах развития экономических представлений детей и навыков бережливости
Задачи:
• Раскрыть преимущества постер-технологии для формирования экономических представлений и основ финансовой грамотности дошкольников.
• Закрепить основные требования к изготовлению постеров: структура, алгоритм изготовления.
• Продолжать формировать практические навыки оформления, изготовления постера.
Аудитория: родители воспитанников группы
Регламент: 30 минут.
Оборудование: представлено на слайде (ватман формата А1, наборы маркеров или фломастеров, заготовки тезисов для постера на тему «Домик- экономик», иллюстрации с изображением правил бережливости, предметов и вещей, к которым нужно относиться бережно, схема сортировки мусора, стихотворения о бережливости, карточка с понятием «бережливость», магнитная доска, маркеры 2 цветов, клей, степлер, «Шкатулка эмоций»).
Ход:
Встреча начинается с приветствия участников. Организации рабочего пространства (Родители рассаживаются группами по несколько человек за столы) и психологической разминки- игры «Шкатулка эмоций».
Первым компонентом используемой технологии является Введение в тему постера.
Здесь мы обращаем внимание на тот факт, что одной из важнейших сторон в воспитании детей является воспитание бережливости. С ранних лет ребенку покупают все, что бы он ни попросил. Особенно это касается игрушек. Игрушек покупается так много, что в какой-то момент они уже становятся неинтересны ребенку, их убирают в коробки. А те, что поломались, выбрасывают. Это касается не только игрушек, но и книг, вещей. Ценить свои вещи, игрушки нужно приучать ребенка с раннего возраста. Ребенок должен понимать, что все вещи, что нас окружают, созданы руками человека. Бережному отношению нужно приучать детей и к расходованию водных и энергоресурсов, бережному отношению к природе. И только тогда он станет ответственным, организованным.
Далее – следующий компонент- проигрывание различных игр и заданий экономической направленности. В нашем случае, мы предлагаем «Экономические загадки- добавлялки», которые представлены на слайде.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
Следующий этап работы- решение проблемных ситуаций, например:
А можно ли увлечь детей рассказами об экономии и бережливости в столь юном возрасте и как?
Раскройте понятия «бережливость» и «экономия», доступные старшим дошкольникам. (педагог предлагает написать маркером на доске слова).
- Как, по вашему мнению, необходимо знакомить детей с данными понятиями (организуется дискуссия на тему)
И таким, образом педагог подводит родителей к выводу о том, что традиционные формы и методы работы по обучению детей правилам бережливости недостаточно эффективны. Необходимо использовать такие формы как изготовления постеров, т. к. данные плакаты отличаются яркостью, лаконичностью, краткостью и т. п.
Родителям предлагается вспомнить основные требования к постерам.
После этого следует практический этап- Изготовление постера
Совместная работа по созданию творческого продукта – постера.
Родителям из заготовок предлагается создать постер на тему «Домик- экономик!», (регламент – 20 минут)
Далее Презентация постера, обсуждение, анализ работы.
(Рефлексия). С целью рефлексии родителям предлагается ответить на ряд вопросов, представленных на слайде:
- поможет, ли постер в обучении детей правилам бережливого поведения?
- какие темы можно вынести на обсуждение в постере?
- где лучше разместить постер?
- предложите темы постеров, которые по вашему мнению, будут актуальны и эффективны для обучения детей правилам бережливости и экономии.
Таким образом, разно о бразие инте рактивных фо рм взаимодействия с родителями по зволяет воспитателям значительно повысить уровень сотрудничества с семьями, повысить экономическую культуру родителей. Эти усилия позволяют расширить понятия нравственного воспитания в экономике. Мы считаем, что объединение двух форм экономического воспитания : семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей - условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.
Как сказал известный учёный и педагог Ефим Аронович Аркин «Семья - это «реальная экономика», и в ней «. дети не учатся жить, а живут.».