Екатерина Логинова
Взаимодействие с родителями посредством проектной деятельности на примере проекта «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Логинова Екатерина Викторовна
Оглавление:
1. Введение
2. Аналитическая часть
2.1. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
2.2. Проектная деятельность как форма организации взаимодействия и семьи
3 Практическая часть
3.1. Новизна, оригинальность, эффективность.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.
6. Приложение
Публикация «Взаимодействие с родителями посредством проектной деятельности на примере проекта „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Введение
На современном этапе обновления дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблемам семьи, семейному воспитанию, сотрудничеству семьям с образовательными учреждениями. Поэтому важным условием успешного совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, которая ориентирована на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка, его нравственного и познавательного развития».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду.
Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Проектная деятельность является формой взаимодействия педагогов с родителями, а также способствует вовлечению родителей идругих членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, и средством развития творческих способностей воспитателей, а также создает условия для становления познавательной культуры ребенка, и возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования в том, что возникают противоречия в работе педагогов с родителями. Педагоги чаще недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, родителей все больше привлекают мероприятия развлекательного характера. Родители не одобрительно относятся к посещению групповых собраний. Увеличивается число родителей, не желающих участвовать в педагогической к работе дошкольного учреждения. Эти выводы исследователей и подтвердило проведенное нами анкетирование родителей второй младшей группы. Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества.
Нами опрошено было 24 человека. Выяснилось, что большинство родителей 80% считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений.
Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом: Большинство родителей 63% перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. 25% - родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой дефицит свободного времени. 13% - родителей не имеют четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка.
Поэтому мы выдвинули гипотезу:
разработанная нами система взаимодействия с родителями посредствам проектной деятельности будет способствовать успешному привлечению родителей к взаимодействию через проектную деятельность и эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, а также развитию познавательно-исследовательских навыков детей.
Соответственно сформулировали цель: установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни группы.
Реализации этой цели способствовало решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать положения, которые являются основой работы по данной проблеме.
2. Разработать систему взаимодействия с родителями на основе проекта «Моя семья».
3. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
2. Аналитическая часть.
2.1. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе c другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им важными социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе или дошкольном учреждении. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются допустимые нормы поведения, раскрывается его внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в течение долгого времени служило предметом интереса многих ведущих исследователей (А. С. Макаренко, Я. А. Коменский, О. Л. Зверевой, Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой и др., однако эта проблема не потеряла актуальности и в настоящее время. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на самих родителей: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей".
При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, и зависеть от "заказа общества". Как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению образовательных вопросов педагогического просвещения родителей.
Именно воспитатель в дошкольном учреждении выступает как официальное лицо, внимательный и тактичный собеседник. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.
Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся:
- низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса;
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- несформированности у них "педагогической рефлексии", игнорирование ими того факта, что не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками;
- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
В основе данной философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит основная идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Для успешного взаимодействия с семьей и удовлетворенности качеством образования как детей, педагогов, так и самих родителей, а также установление доверительных отношений между педагогами и семьями, педагоги продолжают использовать традиционные формы, но особой популярностью пользуются не традиционные формы общения с родителями.
Использование традиционных форм работы с родителями подразумевает коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы, которые в основном направлены на предоставление информации родителям о жизни и работе детского учреждения, а назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, что позволяет пересмотреть родителям эффективность своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщиться к жизни детского сада.
Под нетрадиционными формами подразумевается использование информационно-аналитических, досуговых, познавательных форм. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты,
анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад?».
Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
- «Педагогическая лаборатория».
- «Аукцион».
- «Семинар – практикум».
- «Душевный разговор»
- «Мастер – класс».
- «Ток – шоу».
- «Вечера вопросов и ответов».
Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь педагогам в организации мероприятий, создается
доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать, а задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые нетрадиционные формы взаимодействия.
Благодаря тому, что детский сад является открытой системой образования, в которой последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества родителей и дошкольных учреждений, предполагающие включение родителей в активную работу, участие в педагогическом процессе дошкольного учреждения, педагоги все чаще выбирают более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, таковым является метод проектной деятельности.
Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Родители могут иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, знакомиться со стилем общения воспитателя с детьми, и активно, главное с желанием включаться в жизнь группы.
2.2. Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
В последнее время в дошкольных учреждениях внедряется и активно используется новая форма работы как проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты дошкольного учреждения.
Проектная деятельность это учебно-познавательная, творческая или игровая совместная деятельность детей, педагога или родителей, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемной ситуации, значимой для участников проекта.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Проектная деятельность способствует развитию разнообразной игровой деятельности. Именно атмосфера игры и фантазии способствует формированию и укреплению дружеского взаимодействия между родителями и детьми, что позволяет лучше узнать своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Преимущества совместной проектной деятельности:
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей
3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
Метод проектной деятельности используют в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Этот метод позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.
Выделяют следующие этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются: -по составу участников;
-по целевой установке;
-по тематике;
-по срокам реализации.
В детских учреждениях чаще планируются и организуются следующие виды проектов:
- исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Учет особенностей развития познавательной активности дошкольников и форм проектировочных методов в деятельности группы позволит организовать систему работы по данной проблеме.
3. Практическая часть.
Как было указано выше, главная проблема дошкольного образования - возникающие противоречия в работе между педагогами с родителями, Родители все чаще не одобрительно относятся к посещению групповых собраний, тем самым увеличивается число родителей, не желающих участвовать в педагогической к работе дошкольного учреждения. Вследствие этого, работа по проектной технологии будет способствовать успешному привлечению родителей к взаимодействию через проектную деятельность и эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, а также развитию познавательно-исследовательских навыков детей. Основываясь на всем вышеперечисленном, мы пришли к необходимости более углубленного решения данного вопроса, в результате чего и была разработана система взаимодействия с родителями через проектную деятельность на основе проекта «Моя семья»
3.1. Новизна, оригинальность, эффективность.
Новизна заключается в следующем:
- Современность – соблюдение основных положений федерального государственного стандарта при организации образовательного процесса.
- Универсальность – возможность использования системы работы для организации образовательного процесса не только в ходе проектной деятельности активном участии. - Целостность – в системе работы предусмотрено участие педагогов, специалистов ДОУ, а также родителей, которые становятся полноправными участниками образовательного процесса, так как реализация проекта осуществлялась при их активном участии.
Оригинальность состоит в том, что
- Работа над проектом «Моя семья» имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений.
- Данный проект позволяет разнообразить развивающую среду в группе для достижения лучших результатов в работе с детьми дошкольного возраста.
Эффективность:
Одной из важнейших задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, что способствует условиям реализации Программы воспитания и образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Таким образом грамотно выстроенное общение и совместная деятельность родителей с детьми способствует проявлению интереса родителей к педагогическому процессу, повышение родительской активности, снижение количества претензий и агрессивности дошкольников, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка.
4. Заключение.
В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась: разработанная нами система взаимодействия с родителями посредствам проектной деятельности способствует успешному привлечению родителей к взаимодействию через проектную деятельность и эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, а также развитию познавательно-исследовательских навыков детей.
Список используемой литературы.
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
4. Воронина, Е. В. Проектный метод в дошкольном образовании [Электронный ресурс] /http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3188/
3. Данюкова, А. Вы любите проекты [Текст] / А. Данюкова // Обруч. 2001. №4. С. 11-13.
5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
6. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г. Н. Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
7. Проектный метод как средство формирования естественнонаучных представлений у дошкольников [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/-proektnyi-metod-kak-sredstvo-formirovanija-estestvenonauchnyh-predstavlenii-u-doshkolnikov.html
8. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/01/04/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom
9. Сапранова С. И. Проектная деятельность / С. И. Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
11. Трусова Т. А. Учимся проектировать вместе или Что такое «детское проектирование»? // Обучение дошкольников, №6 – 2010.