Наталия Терентьева (Евдокимова)
Взаимодействие с родителями при реализации программы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью, как субъект воспитательной деятельности, и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
Публикация «Взаимодействие с родителями при реализации программы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье «социализация» происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм — воспитание.
Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие. Именно в семье ребенок узнает, например, что «печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно ее нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ
Модифицированная программа «Родные просторы» предполагает тесное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Цель данной программы : способствовать формированию в семье любви к родному краю, чувства гордости и уважения за свою семью через совместную работу педагогов и родителей.
Задачи программы :
• Пропаганда и возрождение семейных традиций и ценностей.
• Воспитание у детей чувства гордости, ответственности и уважения за свою семью.
• Организация и проведение семейных досугов и семейного творчества.
• Всестороннее краеведческое просвещение родителей.
Успешное сотрудничество ДОУ и семьи способствует повышению педагогической культуры родителей и их краеведческой компетентности в семейном воспитании.
Система работы МДОУ с семьей
Принципы работы с родителями Методы изучения семьи и педагогического взаимодействия
Целенаправленность, систематичность, плановость.
Индивидуально-дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями. Доброжелательность, открытость Анкетирование.
Наблюдение за ребенком.
Посещение семьи ребенка.
Беседа с ребенком.
Беседа с родителями
Формы работы с родителями
Общие, групповые, индивидуальные Педагогические консультации, беседы, семинары Совместное проведение занятий, досугов
Выпуск газеты ежемесячно Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организации видеосъемки
Дни открытых дверей Педагогическая гостиная
Приоритетным направлением в работе с семьей является выпуск групповой газеты «Неделя прожитых встреч» Где описывается все интересные моменты из жизни детей в группе, а так же познавательная информация для детей и родителей.
Особое внимание уделяется подбору совместных досугов, викторин, конкурсов. Многообразен спектр проводимых мероприятий. Это традиционные, полюбившиеся родителям : неделя семьи, день открытых дверей, конкурс «Герб моей семьи», совместные выставки детских работ, конкурс кормушек, совместные экскурсии, совместные показы сказок, выполнение семейных творческих заданий. Особое внимание в работе с родителями должно удалятся возрождению семейных традиций, изучению обычаев и традиций своего края, района, поселка, семьи.
Для родителей проводится анкетирование с целью их компетентности знаний о родном крае, а так же проводится: изучение детских рисунков нарисовавших свою семью, родительские собрания, беседы и консультации, в том числе и наглядная агитация. Стало хорошей доброй традицией награждение в конце учебного года наиболее активных родителей почетными грамотами.
Перспективный план работы с родителями
Формы работы Содержание работы Сроки проведения
Планирование работы с родителями
1. Банк данных по семьям воспитанников Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:
• "Социальная анкета семьи";
• анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
• тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
• анкета "Семья глазами детей";
• изучение рисунков детей "Моя семья". сентябрь-октябрь
2. Анкетирование
и опросы Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
• анкета для родителей, определяющая их отношение к краеведческому воспитанию детей;
• опрос "Ваши пожелания и ожидания".
сентябрь
1 раз в квартал
3. Родительские собрания Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей :
• "Гражданин воспитывается с детства";
• "Ознакомление детей с историей родного края".
ноябрь
апрель
4. Заседания "Круглого стола" • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
• "Из чего складывается трудолюбие?" декабрь
февраль
5. Дни открытых дверей Участие родителей в групповых занятиях 1 раз в квартал
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы 1. Занятия с участием родителей :
o "Что есть дома интересное, о чем можно рассказать";
o "Семейные реликвии".
2. Семейные проекты:
o "Я и моя семья";
o "Мой дом. Моя улица";
o "Широка страна моя родная";
o "Наши родные защитники";
o "Наши мамы и бабушки";
o "Война в истории моей семьи".
3. Встречи с интересными людьми:
o пожарником;
o милиционером;
o шофером;
o ветеранами войны.
4. Участие в организации выставок:
o "Природа и фантазия";
o "Прошлое и настоящее предметов быта";
o "Новогодняя композиция".
5. Экскурсии по городу, в лес, в парк к памятнику Г. Е. Собянина.
6. Выставки работ, выполненных детьми и родителями :
o "Моя улица";
o "Космический коллаж";
o «Герб моей семьи»
o Выставка пасхальных яиц
o "Мир строит, а война разрушает".
7. Оформление "Летописи группы".
октябрь
апрель
сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
декабрь
март
февраль
май
октябрь
ноябрь
декабрь
в теч. года, май
ноябрь
апрель
май
в теч. года,
май
2. Праздники, развлечения • "День знаний";
• Семейный праздник "Давайте познакомимся";
• "Праздник урожая";
• "Именины";
• "Новогодний утренник";
• "Семейная программа «Теплый дом»";
• "День защитника Отечества";
• "Праздник 8 Марта";
• "Снежный марафон добра";
• Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
• "День смеха";
• "Праздник Победы";
• "Здравствуй, лето". сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
апрель
май
июнь
Педагогическое просвещение родителей
1. Наглядная педагогическая информация 1. Тематические выставки:
o "Воспитание у детей любви к природе";
o "Мой дом. Мой город";
o "Прогулки с детьми по городу";
o "Как знакомим детей с окружающим миром".
2. Памятки для родителей :
o "10 заповедей родителям";
o "Известные люди о воспитании любви к Родине";
o "Прежде воспитывать ребенка".
3. Выставки детских работ;
4. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему краеведческого воспитания детей. в теч. года
2. Консультирование • "Азбука безопасности";
• "Любить и изучать свой край первостепенная задача педагога и родителей";
• "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
• "О летнем отдыхе". октябрь
ноябрь
март
апрель
май
Традиции группы
Практика работы по совместной деятельности педагогов и родителей показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде можно с успехом решить поставленные задачи. Жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Одно из направлений такой совместной работы - взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей в освоении традиций народной культуры
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Повышение интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения
- Активное участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых руководством МДОУ.
-
Возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания
-
Активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов
-
Создание активно действующей работоспособной системы поддержки семейного воспитания
-
Ориентировать родителей на воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.