Ирина Леонидовна Сапрыкина
Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в группе, понимать и принимать активное участие в её реализации.
Вовлечение родителей в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.
Хочется выделить следующие преимущества по совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности :
возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,
возможность не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»,
развитие интереса к совместной деятельности,
развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка.
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Цель реализую посредством ряда задач:
1. Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в ДОУ в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение активных форм взаимодействия.
3. Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.
Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс я использовала различные формы работы:
1. Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
Анкетирование родителей на тему : «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно – заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.
2. Оформление наглядной информации в родительском уголке
– Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
– Памятка «Познавательные опыты для детей»
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
3. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
4. Родительское собрание на тему : «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника»
Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников
5. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
6. Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
7. Оформление папки «Наши открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
8. Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
Таким образом, результаты показали, что моя работа велась не зря. Дети с интересом продолжают экспериментирование дома, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В тоже время есть повод продолжать деятельность в данном направлении, оптимизировать общение с родителями с помощью новых нетрадиционных форм взаимодействия.