Татьяна Шилина
Взаимодействие педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Детский сад достаточно интересная для ребенка микросреда, которая должна обеспечивать его полноценное знакомство с миром. В детском саду необходимо создать такие условия, посредством которых каждый ребенок удовлетворит свои запросы и стремления. Детский сад должен стать для него теплым, уютным, родным домом, открытым для него, его друзей, воспитателей и родителей, где он может получить удовлетворение своих потребностей в двигательной, игровой и познавательной деятельности.
В ДОУ такие условия обеспечиваются посредством создания предметно - развивающей среды, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
В практике нашей группы уделяется большое значение созданию среды, обеспечивающей полноценное и разностороннее развитие детей. На родительском собрании раскрыли возможности предметно-развивающей среды и показали ее значимость в жизни детей. Предложили родителям стать непосредственными участниками, создателями предметно-развивающей среды группы. Объясняя назначение центров развития, раскрывая их цели, задачи и требования к наполнению, заинтересовали и вовлекли родителей в этот процесс.
Согласно основной образовательной программе ДОУ, совместно с родителями, создали и пополнили оборудованием следующие центры активности в группе :
центр познания;
центр творчества;
игровой центр;
центр книги;
центр физического развития.
Центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей. Родители нашей группы помогли в оборудовании уголка экспериментирования, оказали необходимую помощь в приобретении необходимых материалов, так же способствовали удовлетворению познавательных интересов в экспериментировании в домашних условиях, для чего приобрели развивающие, логические и речевые игры, оборудование для опытов и экспериментирования детей.
Центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей. Родители творчески подошли к созданию центра творчества : связали пальчиковый театр, нарисовали персонажей сказок для фланелеграфа, пополнили оборудование для театрализованной и изобразительной деятельности, приобрели музыкальные игры и инструменты для импровизаций. Еще хотелось бы отметить, что в нашем ДОУ создана театральная студия «В гостях у сказки», где наши дети являются активными участниками. Ежегодной традицией нашей группы стали театрализованные постановки сказок. Здесь родители и дети показывают все свои знания, умения, и, конечно же, свой талант. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. Помимо этого наши родители принимают активное участие в различных праздниках и развлечениях.
Игровой центр обеспечивает организацию сюжетно-ролевых игр, как для мальчиков, так и для девочек. С помощью родителей пополнили центр необходимым для гендерного воспитания детей игровым материалом.
Центр книги обеспечивает познавательное и речевое развитие дошкольников, знакомство с творчеством отечественных и зарубежных авторов. Центр оснащен большим количеством художественной и познавательной литературы, которая постоянно пополняется и меняется.
Центр физического развития обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В этом учебном году на территории нашего детского сада был проведен конкурс спортивных центров. Наши родители оказали большую помощь в оформлении центра. Работа была для каждого: кто дорожку здоровья «смастерил», кто оформлял стенд «Зарядка – залог здоровья». Была проделана огромная работа по созданию демонстрационного, дидактического материала. А также помимо всего этого наши родители со своими детьми активно занимаются различными видами спорта.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и является источником его знаний и социального опыта. Направление деятельности и развитие ребенка напрямую зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Поэтому, именно на нас, педагогах и родителях, лежит ответственность за создание таких условий, которые способствовали бы наиболее полной реализации познавательного развития детей.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием к окружению.
Литература
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.
2. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] /О. Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
3. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2004. -174 с.