Людмила Клименко
Взаимодействие логопеда и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это
обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни
человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из
этапов элементы речевой системы формируются в определённой
закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система
ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем
дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может
только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных
Публикация «Взаимодействие логопеда и семьи» размещена в разделах
качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь
же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а
уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная
и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это
необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших
аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в
коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи,
профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей –
логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным
придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с
развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс
обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Как утверждает Г. В. Чиркина: «Родители должны знать, что в подавляющем
большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи
удается создать все необходимые условия для полноценного физического и
психического развития ребенка. При этом многими отечественными и
зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших
факторов, определяющих конечный позитивный
эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не
простой жизненной ситуации. Необходимо научиться находить
определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь
необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и
тактичным, но постоянным контролем за систематическим
выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения
навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная
поддержка детей, так как данное нарушение значительно
ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних
этапах коррекции».
Исправление речи детей, имеющих речевые дефекты, будет происходить
эффективно, если логопед начнет просвещать и обучать их близких взрослых.
Логопеду необходимо сделать так, чтобы они захотели сотрудничать и принимать самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут
положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.
Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны : язык -
это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли
посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень
развития мышления.
Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на
развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.
Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей:
они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся
застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно
переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано
правильное звукопроизношение и внятность речи (не говорю уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи,
алалия и др., то в школьном возрасте трудности значительно возрастут:
ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со
сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так,
как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и
память, появятся проблемы в поведении -агрессивность либо вялость,
заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его
характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной
плохой успеваемости.
Следовательно, одной из основных задач логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работe с их детьми.
Каждый год в сентябре в группах для дошкольников с фонетикофонематическими нарушениями логопедом проводится обследование речи, а
воспитателями — психолого-педагогическое обследование детей. В речевом
уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители
в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Эти первые
беседы и собрания играют огромную роль в мотивировании родителей на
сотрудничество с логопедом.
Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями,
играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор
анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает,
задает вопросы. Замечу, что родители не всегда правильно представляют
уровень знаний ребенка, обнаруживаемый им в процессе обследования.
Поэтому необходимо придерживаться следующих принципов при общении с
родителями.
Принципы, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить
свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника,
эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их
жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно
использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с
самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме
пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор
идет в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только
положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать
строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая
эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научнодостоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической
литературы, избегая сложных
понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда
могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут
барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и
подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие,
негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более
нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий
расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностноориентированного подхода, корректности.
В конце сентября — начале октября проводится собрание родителей, на
котором их знакомят с результатами обследования. Логопеду необходимо
донести до родителей то, что контингент дошкольников с общим и фонетикофонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с
остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной
системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает
частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями
психической деятельности.
Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится
возможной только при наличии медикаментозного лечения. Однако применение
медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации.
Поэтому, логопед действует совместно с невропатологом. Назначенные
невропатологом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее
действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую
работоспособность организма, другие препараты непосредственно
воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь
по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений,
вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества
активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя
этим самым их деятельность. Всё это очень тактично, доходчиво и серьёзно
нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка.
Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую
информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима.
Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В
индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть
структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это,
помимо логопедической, медицинская коррекция. Лучше не просто сообщать
родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об
особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что
следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни
каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того,
чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не
возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.
Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медикопедагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного
лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи несомненно
способствует повышению эффективности логопедической работы.
Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей и о том, что
коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если
все — логопед, воспитатели, родители,— имея общую цель, будут действовать
согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет
влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению
школьной программы.
Затем с каждым присутствующим ведется отдельный разговор. Родные ребенка
узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу
нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании
ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет
зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на
собрание или консультацию приходят и отец и мать.