Семёнова Анжелика
Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Воспитатель Семёнова Анжелика Тимофеевна. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в РФ является актуальной для системы образования, поскольку от духовного и физического состояния во многом зависит качество обучения и воспитания. В последние годы ведется целенаправленная деятельность, в рамках национального проекта,по оздоровлению населения России.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
В настоящие время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, спокойным играм, не требующим активных движений. Родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. В настоящее время признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Сегодня значительно возрос статус семьи, что требует от дошкольных учреждений поиска новых подходов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада, непосредственного участия родителей и внешних организаций. Поэтому, перед нами встал вопрос, какими средствами физического воспитания, возможно, добиться у воспитанников желание заниматься физической культурой, быть выносливыми, вызвать интерес у детей и взрослых к совместной физической активности сочетая это с формированием нравственных представлений и расширяя представления об окружающем мире, родном крае. Одним из таких активных средств физического воспитания является туризм, так как простейший дошкольный туризм имеет много преимуществ.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно -сосудистых и респираторных заболеваний. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРВИ и ОРЗ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.
Таким образом, проанализировав выше перечисленное, мы пришли к выводу онеобходимости в разработке такого проекта, где бы родители воспитанников стали активными участниками оздоровительной работы с детьми.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении создан центр педагогического сообщества ДОУ «Физическое развитие» (старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели старших групп, участниками которого были разработаны: концептуальная основа проекта, модель проектных мероприятий, тематические модули, предполагаемый результат реализации проекта.
В рамках данного проекта нами были проведены ряд мероприятий для родителей:
Педагогическая лаборатория «Детский туризм – это интересно!», на которой обсуждалось участие родителей в организации детского туризма, как средства оздоровления детей.
Семинар-практикум «Мы идем в поход», целью которого было познакомить родителей с основами организации туристических походов, обыгрывались и решались проблемные ситуации.
С родителями часто болеющих детей проводились «Душевные разговоры» о значении детского туризма в оздоровлении и физическом развитии дошкольников.
На мастер-классах «Игры на свежем воздухе», «Азы начинающего туриста» педагогами и родителями были продемонстрированы мини-уроки по основам организации детской туристической деятельности.
В течение года в нашем образовательном учреждении организуются и проводятся три совместных сезонных туристических походов в лес, в которых родители принимают активное участие, не только как участники, но и как помощники в организации проведения и исполнения роли героев.
- «На прогулку в лес пойдем!»,
- «День снега»,
- «Масленица».
Эти походы являются итоговыми мероприятиями проектной деятельности.
Цель походов заключается в том, чтобы способствовать развитию и сплочению отношений между детьми и родителями, развивать преемственность работы детского сада и семьи, способствовать укреплению физического и психического здоровья детей в содружестве с семьями воспитанников.
Задачи туристических походов:
- приобщать семьи к физкультуре и спорту;
- осуществлять преемственность между детским садом и семьёй по физическому развитию детей;
- Развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость.
- Воспитывать у детей нравственные качества: взаимопомощь, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
А еще решаются задачи экологического воспитания, патриотического. И воспитанники и взрослые получают массу положительных эмоций и впечатлений.
При планирование похода обязательно проводится предварительная работа с воспитателями, родителями и детьми. Составляется план подготовки к походу. С детьми проводятся беседы, продумывается организация проведения мероприятий: народных, подвижных, спортивных игр и упражнений, игр малой подвижности, загадывание и придумывание загадок и т. д. Так же большое внимание уделяется работе с родителями. На родительских собраниях проводятся беседа «Готовимся к походу», выдаются памятки «Берегите природу», «Советы заблудившемуся», «Опасные насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных условиях», «Что необходимо взять с собой в поход». Решается вопрос о маршруте похода. Инструктор с родителями заранее осматривает место похода и путь следования к месту. Распределяются обязанности по организации похода.
Использование данной формы работы способствует установлению тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Родители помогают не только в организации мероприятия, но и предоставляют спортивно-туристический инвентарь.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Туристические походы стали одним из важных средств взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников.
Начатая нами работа уже имеет свои плоды. Наблюдается положительная динамика общего состояния здоровья воспитанников, средняя посещаемость составляет 80 %. Наблюдается качественный рост физического развития и физической подготовленности воспитанников.
Список, используемой литературы:
Бауэр О. П., Т. В. Волосникова «Спутник руководителя физического вопитания дошкольного учреждения : методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений»/ под. ред. С. О. Филлиповой. - СПб. : «Детство-Пресс», 2005.-416 с
Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.
Голицина Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» Москва 2008г.
Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» Волгоград «Учитель» 2007 г.