сташевская светлана
Взаимодействие ДОУ и семьи. Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог должен не только сам знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается в том, чтобы родители активно участвовали в жизни ребенка, занимались его всесторонним развитием. Родителей нужно привлекать к помощи, не требовать от них невозможного, а давать им конкретные советы и разъяснения.
Темочки:
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
По мнению Щербаковой математическое развитие ребенка в семье происходит под руководством взрослых постепенно, в процессе систематичных занятий, устремленных на знакомство с количественными, пространственными, временными отношениям. Обучение может проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений ребенку взрослым, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). Впоследствии у ребенка складываются определенные знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее и глубже у детей эти знания, тем лучше они понимают окружающую реальность
Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.
Вызывает глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педагогической поддержки малышей в этот очень важный период их жизни
Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий.
Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. Чтобы раскрыть существенные особенности предметов и явлений показать из в разных взаимосвязях, необходимо подвести детей к общим закономерностях, необходимо подвести детей к общим закономерностям. Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Разнообразны формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
Е. П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения: когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке и способствует решении, стоящих проблем.
Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком.
Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель— она увлекает его. При этом дети пользуются двумя поисковых проб: практические (действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание решения а, предположение решения, в ходе поиска, выдвижения гипотез.
Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «… математика – это цепь понятий : выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее»
Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.
После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе – утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.
Рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка.
Родителям можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: формировать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: ребенку предлагается составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. В игре ребенок закрепляет названия геометрических фигур в игре, показывая нужную фигуру.
3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развитие восприятия цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.
Последовательность выкладывания деталей зависит от возраста детей, а задание для ребенка состоит в том, чтобы выложить последовательно детали в ее продолжение.
5. Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в жизни: сколько стульев стоит возле стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.
Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек "поместится" в любимом диване.
6. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 10. Соберите разнообразные предметы : одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.
7. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 6, 7. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.
8. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник.
9. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.
10. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера».
Также можно использовать занимательный математический материал для работы с детьми. Современные игры с блоками Дьенеша, полочки Кюизенера, игры типа Танграм и другое.
Можно рассмотреть родителям много жизненных ситуации, в которых есть воз-можность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений. Например, мама или бабушка на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку,. и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый должен вслух, интонацией выделять слова одну большую, маленькую. Детям очень нравится такая работа с близкими им людьми, так как они очень стремятся быть полезными, хотят помочь родным. И родители должны использовать такие ситуации для развития малыша. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку получить знания о размере предметов.
Собираясь на прогулку, ребенку можно предложить подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Так же на прогулке можно организовать наблюдение за изменениями в окружающей природе, связанных с закреплением представлений у детей, о цвете, форме, величине, пространственных и временных отношениях. Воспитатель может предложить подвижные игры на прогулке с элементами математики, чтобы обобщить и закрепить знания и умения. Игра: “Кто больше раз прыгнет”, детям предлагается прыгать под счет. Игра: “Стоп! Ха-ли-хо-ло!”, дети должны отсчитать нужное количество шагов. Круги Эйлера в подвижной игре можно представить в виде колец, нарисованных кругов, обручей. Дидактическая направленность в подвижных играх способствует развитию мыслительных операций, дети познают логические отношения не заучивая правила.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
Очень важно, чтобы родители активизировали у ребенка самостоятельную умственную деятельность, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним.
Родители могут читать художественную литературу ребенку, в которой присутствуют особенности различных свойств и отношений, формирует представление о временах года, днях недели, частях суток, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. Детям нужно давать различные книжки-раскраски, с математическими элементами, тетрадки для вырезания. Приобрести занимательные упражнения для детей: головоломки, игры с палочками, с геометрическими фигурами и др.
Выбирая нужную цель для развития ребенка важно учитывать имеющийся у него опыт и знания, чтобы ему было легче осмыслить свое действие. У ребенка должна быть своя цель для достижения конкретного результата. В этом случае воспитатель может помочь советом, как правильно подобрать мотивацию для ребенка. Мотивом побуждающим к действию может стать сюрпризный момент, проблемная ситуация в которой нужно кому-нибудь помочь, загадка, провокация способная заинтересовать ребенка (я прыгну большее количество раз, чем ты).
Совет родителям, какой материал для каждого занятия нужно подобрать в со-ответствии с целью обучения и предлагать ребенку именно тот, который нужен для этого занятия.
Для занятий с детьми у родителей должен быть следующий материал :
мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения);
карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей;
геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др., разные по цвету и размеру.
Cамым главным источником развития элементарных математических представлений является, конечно же, окружающая ребенка среда. Ребенок познает реальную действительность в процессе своей разнообразной деятельности, общении. Помочь ребенку в этом развитии могут только взрослые, где непосредственно авторитетом являются родители. Поэтому тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и ДОУ играет важнейшую роль в общем развитии малыша. Однако, возникают и сложности во взаимодействии с некоторыми родителями, отчего страдает ребенок. К примеру, сложности при несовпадении взаимных ожиданий от ребенка, при недоверии родителей к воспитателям, незаинтересованность самих родителей в развитии малыша. Из чего следует, что ДОУ и воспитатели должны приложить максимум усилий для работы с родителями, расположить родителей к себе, показать, что они могут доверить своего малыша воспитателю и ДОУ в целом, активизировать родителей. Полученный материал малышу нужно закреплять. И эта возможность есть у малыша в семье, где есть возможность мыслить и действовать самостоятельно, находить другие решения, что естественно развивает малыша. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку правильно мыслить в нужном направлении, помочь понять, что на заданный вопрос может быть несколько вариантов ответа. Только прилагая совместные усилия для всестороннего развития детей, мы вырастим людей стремящихся к познанию в своем будущем.