Папки-передвижки

Взаимодействие ДОУ и семьи. Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников

сташевская светлана
Взаимодействие ДОУ и семьи. Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог должен не только сам знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается в том, чтобы родители активно участвовали в жизни ребенка, занимались его всесторонним развитием. Родителей нужно привлекать к помощи, не требовать от них невозможного, а давать им конкретные советы и разъяснения.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи, Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

По мнению Щербаковой математическое развитие ребенка в семье происходит под руководством взрослых постепенно, в процессе систематичных занятий, устремленных на знакомство с количественными, пространственными, временными отношениям. Обучение может проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений ребенку взрослым, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). Впоследствии у ребенка складываются определенные знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее и глубже у детей эти знания, тем лучше они понимают окружающую реальность

Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.

Вызывает глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педагогической поддержки малышей в этот очень важный период их жизни

Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. У детей дошкольного возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий.

Умственное воспитание направлено на развитие различных видов мышления. Чтобы раскрыть существенные особенности предметов и явлений показать из в разных взаимосвязях, необходимо подвести детей к общим закономерностях, необходимо подвести детей к общим закономерностям. Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов — профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Разнообразны формы сотрудничества детского сада с семьей; они просуществовали не один десяток лет, и многие существуют по сей день: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

Е. П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения: когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке и способствует решении, стоящих проблем.

Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком.

Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель— она увлекает его. При этом дети пользуются двумя поисковых проб: практические (действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание решения а, предположение решения, в ходе поиска, выдвижения гипотез.

Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного поведения ребенка, взаимопониманию между ними.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: «… математика – это цепь понятий : выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее»

Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе – утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.

Рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка.

Родителям можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: формировать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: ребенку предлагается составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. В игре ребенок закрепляет названия геометрических фигур в игре, показывая нужную фигуру.

3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развитие восприятия цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы.

Последовательность выкладывания деталей зависит от возраста детей, а задание для ребенка состоит в том, чтобы выложить последовательно детали в ее продолжение.

5. Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в жизни: сколько стульев стоит возле стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.

Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек "поместится" в любимом диване.

6. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 10. Соберите разнообразные предметы : одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.

7. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 6, 7. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.

8. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник.

9. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.

10. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера».

Также можно использовать занимательный математический материал для работы с детьми. Современные игры с блоками Дьенеша, полочки Кюизенера, игры типа Танграм и другое.

Можно рассмотреть родителям много жизненных ситуации, в которых есть воз-можность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений. Например, мама или бабушка на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку,. и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый должен вслух, интонацией выделять слова одну большую, маленькую. Детям очень нравится такая работа с близкими им людьми, так как они очень стремятся быть полезными, хотят помочь родным. И родители должны использовать такие ситуации для развития малыша. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку получить знания о размере предметов.

Собираясь на прогулку, ребенку можно предложить подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Так же на прогулке можно организовать наблюдение за изменениями в окружающей природе, связанных с закреплением представлений у детей, о цвете, форме, величине, пространственных и временных отношениях. Воспитатель может предложить подвижные игры на прогулке с элементами математики, чтобы обобщить и закрепить знания и умения. Игра: “Кто больше раз прыгнет”, детям предлагается прыгать под счет. Игра: “Стоп! Ха-ли-хо-ло!”, дети должны отсчитать нужное количество шагов. Круги Эйлера в подвижной игре можно представить в виде колец, нарисованных кругов, обручей. Дидактическая направленность в подвижных играх способствует развитию мыслительных операций, дети познают логические отношения не заучивая правила.

Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?»«Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!»«Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?»«Ни одной не осталось». И так далее. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.

Очень важно, чтобы родители активизировали у ребенка самостоятельную умственную деятельность, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним.

Родители могут читать художественную литературу ребенку, в которой присутствуют особенности различных свойств и отношений, формирует представление о временах года, днях недели, частях суток, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. Детям нужно давать различные книжки-раскраски, с математическими элементами, тетрадки для вырезания. Приобрести занимательные упражнения для детей: головоломки, игры с палочками, с геометрическими фигурами и др.

Выбирая нужную цель для развития ребенка важно учитывать имеющийся у него опыт и знания, чтобы ему было легче осмыслить свое действие. У ребенка должна быть своя цель для достижения конкретного результата. В этом случае воспитатель может помочь советом, как правильно подобрать мотивацию для ребенка. Мотивом побуждающим к действию может стать сюрпризный момент, проблемная ситуация в которой нужно кому-нибудь помочь, загадка, провокация способная заинтересовать ребенка (я прыгну большее количество раз, чем ты).

Совет родителям, какой материал для каждого занятия нужно подобрать в со-ответствии с целью обучения и предлагать ребенку именно тот, который нужен для этого занятия.

Для занятий с детьми у родителей должен быть следующий материал :

мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения);

карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей;

геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др., разные по цвету и размеру.

Cамым главным источником развития элементарных математических представлений является, конечно же, окружающая ребенка среда. Ребенок познает реальную действительность в процессе своей разнообразной деятельности, общении. Помочь ребенку в этом развитии могут только взрослые, где непосредственно авторитетом являются родители. Поэтому тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и ДОУ играет важнейшую роль в общем развитии малыша. Однако, возникают и сложности во взаимодействии с некоторыми родителями, отчего страдает ребенок. К примеру, сложности при несовпадении взаимных ожиданий от ребенка, при недоверии родителей к воспитателям, незаинтересованность самих родителей в развитии малыша. Из чего следует, что ДОУ и воспитатели должны приложить максимум усилий для работы с родителями, расположить родителей к себе, показать, что они могут доверить своего малыша воспитателю и ДОУ в целом, активизировать родителей. Полученный материал малышу нужно закреплять. И эта возможность есть у малыша в семье, где есть возможность мыслить и действовать самостоятельно, находить другие решения, что естественно развивает малыша. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в том, чтобы помочь ребенку правильно мыслить в нужном направлении, помочь понять, что на заданный вопрос может быть несколько вариантов ответа. Только прилагая совместные усилия для всестороннего развития детей, мы вырастим людей стремящихся к познанию в своем будущем.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» Анкета для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» 1. Довольны ли Вы качеством образования и развития своего ребёнка в детском саду?.

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений» Ознакомлению дошкольников с элементарными математическими понятиями отводится определённое место. Это вызвано целым рядом причин: началом.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников среднего возраста. Количество и счёт.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста Дошкольникам должны быть отведены важные места в математике. Это объясняется, в частности, тем, что в наше время повышенная степень ребенка.

Лэпбук по формированию элементарных математических представлений в средней группе в ДОУЛэпбук по формированию элементарных математических представлений в средней группе в ДОУ В лэпбуке представлены дидактические игры, игровые упражнения, задания, направленные на развитие математических способностей у детей пятого.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ «Сколько?»НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ «Сколько?» НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУЦель: учить считать в пределах 7, правильно отвечать.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ «Игры со счетными палочками»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ «Игры со счетными палочками» НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ "Игры со счетными палочками"Тема: Игры со счетными палочками.

Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие с родителями дошкольников» .

Презентация «Совместная деятельность воспитателя с детьми по формированию элементарных математических представлений в ДОУ» Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи. Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 07:42
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи. Семинар для родителей по формированию математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем сташевская светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД