юлия мосягина
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования навыков здоровьесбережения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие формирования здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Мосягина Юлия Сергеевна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад № 1 «Журавушка»»
Сарварова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 1 «Журавушка»»
Яскевич Людмила Ивановна,
старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 1 «Журавушка»»
Пермский край г. Чайковский
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования навыков здоровьесбережения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На протяжении последнего десятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из их невнимание взрослых к здоровью детей.
А ведь здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность, но часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями.
Иначе говоря, мы любим своего ребенка, усердно лечим, когда он заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления его здоровья.
То есть ценностные ориентации родителей относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни.
Не следует забывать, что дошкольный возраст – это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике нашего дошкольного учереждения, мы констатировали, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Однако, опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, нами была проведена оценка оздоровительного потенциала.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но 90% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, 68% не посещают спортивные учреждения. Более 68% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей.
Полученные результаты привели нас к выводу о необходимости включения родителей в совместную работу по здоровьеформированию.
И начали мы с того, что обратились к их жизненному опыту. Родители вспоминали свое детство, как был организован их режим, какие кружки и секции они посещали, какими были результаты, тем самым подводя их к осознанию значимости спорта в их жизни.
Мы выяснили, что большинство родителей занимались спортом в детстве (биатлон, прыжки с трамплина, футбол, хоккей, дзюдо, самбо) некоторые из них посещают тренировки до сих пор, а у нескольких пап и мам сохранились дружеские отношения с теперешними тренерами, или людьми, которые их знают.
Посоветовавшись, мы решили построить нашу работу следующим образом:
• 1 раз в месяц, в группе, один из родителей рассказывает детям о том, каким видом спорта он занимался в детстве, почему он выбрали именно этот вид спорта, какую пользу от занятий он получил.
Дети с удовольствием рассматривают фотографии или награды взрослого, полученные им в детстве.
• Затем, во второй половине дня, по договоренности, мы организуем встречу детей с тренером клуба или секции, который вместе с родителем знакомят детей с помещением, назначением спортивного инвентаря.
Дети имеют возможность понаблюдать за ходом тренировки, как старшего, так и младшего состава, задать им интересующие их вопросы.
• В нашем городе Чайковский работает Федеральный центр по подготовке к зимним видам спорта «Снежинка». Там дети тоже побывали с родителями и воспитателями. Они узнали, что самый большой трамплин центра имеет высоту 125 м 95 см. А дети с 8 лет тренируются на 20-ти метровом трамплине. А еще они присутствовали на официальной тренировке, познакомились с настоящими спортсменами, рассмотрели и подержали в руках лыжи, сфотографировались со спортсменами.
Результаты нашего сотрудничества нас порадовали: родители с удовольствием рассказывали детям о своем детстве, своем выборе спортивной секции, а дети гордились своими родителями. Сами же родители пересматрели свое отношение к укреплению и сохранению здоровья детей - от знаний они переходят к действиям:
- 25% родителей начали посещать спортивные учреждения вместе с детьми.
- 55% детей выбрали спортивные секции и клубы по своему желанию и занимаются спортом, а родители поддерживают их и гордятся их маленькими победами.
Дети делятся своими впечатлениями от тренировок, демонстрируют своим сверстникам, чему уже научились. Они сами на своем примере делают вывод о том, что для хороших результатов им необходим режим и правильное питание. Дети стали реже болеть, с удовольствием ходят в детский сад.
Родители отмечают, что у их детей формируются такие качества, как целеустремленность, выносливость, ответственность и самостоятельность.
А это значит, что совместная работа детского сада и семьи воспитанников может дать реальные эффективные результаты.