Мусалия Байгузина
Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны,
если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
(В. Сухомлинский.)
Ребё нка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Правильная речь, чёткое произношение звуков необходимы для нормального развития личности ребёнка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками.
Публикация «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям.
Формы работы с родителями.
Групповые родительские собрания в группе, которые проводятся 3 раза в год: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям нужно уделять особое внимание, тщательная подготовка к их проведению. Важно, чтобы родители на собрании включались в ту или иную предложенную им работу, обсуждали, анализировали учебные достижения коллектива группы, ознакомление родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.
Консультации нужно строить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут заинтересовать родителей в группе по звуковой культуре речи:
-«Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики» ;
-«Пальчиковые игры»
- «Развитие внимания и мышления» ;
- «Речевые игры дома»;
- «Как научить ребёнка читать» ;
- «Как учить звуко - буквенному анализу» .
Иногда можно включать ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.
К некоторым консультациям организовывать выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы,, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин и т. д.
Убеждайте родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывайте о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Открытые занятия – одна из форма работы с родителями. Цели открытых занятий:
•показатьспособы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителя при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
•показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать
родителей делами ребенка.
Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.
Создание библиотеки игр и упражнений. В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке представляются пособия, используемые на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала можно организовывать речевые праздники.
Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Мы проводили такой праздник посвященный «С. Я. Маршака» и «Никто не забыт, ничто не забыто».
Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей.
Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы берутся на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не берётся большой объём материала. Ограничтесь узким кругом вопросов. Например:
в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Лучше заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Жукова. «Обучение дошкольников 5-7 лет чтению», Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет»., Колесникова, Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник» + рабочая тетрадь с заданиями, «Свистелочка. Логопедические игры», «Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры».
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это : папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, и др.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно
Направление Формы
Рекламное Стенды
Дни открытых дверей
Работа сайта ДОУ
Публикация
Сотрудничество со СМИ
Диагностическое Анкетирование; Опросы; Тестирование
Беседы
Комплексные исследования
Работа почтового ящика
Психолого-педагогическое Наглядная педагогическая пропаганда
Родительские собрания
Консультации
Беседы; Тренинги; Игра
Работа «Родительского клуба»
Мастер классы
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях, ярмарках.
Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители, это:
-групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;
-«Родительский клуб», мастер-классы для родителей;
-«Дни открытых дверей»;
-проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, ярмарки, экскурсии и т. п.);
-организация проектной деятельности педагог - дети – родители;
-оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.
Литература:
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.
2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
3. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : мет. пособие. -М. : Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М. : Школьная Перс, 2003.