Папки-передвижки

Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей

Мусалия Байгузина
Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей

Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны,

если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

(В. Сухомлинский.)

Ребё нка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Правильная речь, чёткое произношение звуков необходимы для нормального развития личности ребёнка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Публикация «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей» размещена в разделах

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям.

Формы работы с родителями.

Групповые родительские собрания в группе, которые проводятся 3 раза в год: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям нужно уделять особое внимание, тщательная подготовка к их проведению. Важно, чтобы родители на собрании включались в ту или иную предложенную им работу, обсуждали, анализировали учебные достижения коллектива группы, ознакомление родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.

Консультации нужно строить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут заинтересовать родителей в группе по звуковой культуре речи:

-«Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики» ;

-«Пальчиковые игры»

- «Развитие внимания и мышления» ;

- «Речевые игры дома»;

- «Как научить ребёнка читать» ;

- «Как учить звуко - буквенному анализу» .

Иногда можно включать ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

К некоторым консультациям организовывать выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы,, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин и т. д.

Убеждайте родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывайте о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Открытые занятия – одна из форма работы с родителями. Цели открытых занятий:

•показатьспособы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителя при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;

• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;

•показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать

родителей делами ребенка.

Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Создание библиотеки игр и упражнений. В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке представляются пособия, используемые на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала можно организовывать речевые праздники.

Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Мы проводили такой праздник посвященный «С. Я. Маршака» и «Никто не забыт, ничто не забыто».

Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей.

Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы берутся на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не берётся большой объём материала. Ограничтесь узким кругом вопросов. Например:

в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;

как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);

часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Лучше заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Жукова. «Обучение дошкольников 5-7 лет чтению», Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет»., Колесникова, Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник» + рабочая тетрадь с заданиями, «Свистелочка. Логопедические игры», «Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры».

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это : папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, и др.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно

Направление Формы

Рекламное Стенды

Дни открытых дверей

Работа сайта ДОУ

Публикация

Сотрудничество со СМИ

Диагностическое Анкетирование; Опросы; Тестирование

Беседы

Комплексные исследования

Работа почтового ящика

Психолого-педагогическое Наглядная педагогическая пропаганда

Родительские собрания

Консультации

Беседы; Тренинги; Игра

Работа «Родительского клуба»

Мастер классы

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей

Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях, ярмарках.

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители, это:

-групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;

-«Родительский клуб», мастер-классы для родителей;

-«Дни открытых дверей»;

-проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, ярмарки, экскурсии и т. п.);

-организация проектной деятельности педагог - дети – родители;

-оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

Литература:

1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.

2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

3. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : мет. пособие. -М. : Айрис-пресс, 2006. – 128 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М. : Школьная Перс, 2003.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей
Опубликовано: 27 мая 2024 в 22:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с родителями по воспитанию ЗКР детей» (включая файлы) размещена пользователем Мусалия Байгузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД