Наталья Голубева
Опыт работы «Работа с книжными комплектами, полученными в рамках гранта»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление «Работа с книжными комплектами, полученными в рамках гранта».
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» Василий Александрович Сухомлинский.
Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.
Публикация «Опыт работы „Работа с книжными комплектами, полученными в рамках гранта“» размещена в разделах
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
В связи с этим, педагоги дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми дошкольного возраста является один из актуальных.
Основным фактором отношения ребёнка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
В рамках реализации грантового проекта на базе Кожаевского детского сада «Василёк»и создано клубное объединение педагогов «Книжный мир для детей с ОВЗ».
Цель: внедрение в работу профессионального сообщества педагогов детских садов Никольского муниципального округа комплектов специализированной литературы через создание клубного объединения для педагогов «Книжный мир для детей с ОВЗ».
В наш сад поступил комплект специализированной литературы. Данный комплект поможет педагогам и родителям понять, принять и мотивировать как себя, так и ребёнка. С помощью этой литературы можно решить как поступить в той или иной ситуации, как донести необходимую информацию. Данный комплект книг создан для привлечения внимания ребё нка: книги с крупными, красочными рисунками, магнитные книги, тактильные книги, книги-пазлы, книга с волшебным фонариком, книги на липучках, а также специализированная литература для педагогов и родителей.
Книжные пособия помогают детям в развитии внимания, мышления, памяти, логики, воображения, пространственного мышления, в развитии мелкой моторики, а также интереса к литературе.
В нашем дошкольном образовательном учреждении воспитываются дети с ОВЗ. Для детей с ОВЗ важно, чтобы привлечение к чтению было без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Поэтому главная задача - это создать комфортные условия для ребёнка, и чтобы каждое занятие с «особыми» детьми воспринималось ими с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь из своего замкнутого маленького мира, возможность общаться с другими людьми. От нас же требуется, прежде всего, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с ними с учётом их возможностей и фиксация даже малейших их успехов.
Детям очень нравятся тактильные книги. Яркая, красивая тактильная книжка, будет радовать каждого ребёнка, он с интересом слушает произведения.
Читая тактильную книгу иными словами, ощупывая предметы пальчиками, ребёнок знакомится со сказкой, животным миром, окружающими предметами. Детям понравилась тактильная сказка «Заюшкина избушка». Нащупывая предметы из различных мягких материалов, ребёнок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью этой книги происходит развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации, сенсорное и познавательное развитие, предметная деятельность. Детям очень нравится, когда предметы можно потрогать. Восприятие у детей с ОВЗ имеет низкий уровень — они с трудом выделяют объекты из фона, именно поэтому страницы книги построены на контрасте. Память таких детей непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы. Наличие предметных картинок в книге позволит активизировать речевую деятельность и повысить интерес к чтению.
Развивающая магнитная книга-игра предназначена для развития ребёнка дошкольного возраста. Благодаря своим интересным, ярким, красочным иллюстрациям – эта книга заинтересовывает детей. Чтение книги «Мойдодыр» (Корней Чуковский) становится эффективным, увлекательным, разнообразным и продуктивным. Магнитная книга-игра «Овощи, фрукты, ягоды» знакомит детей с цветом, формами, научит считать, различать овощи, фрукты и ягоды. Книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.
Книжки с пазлами, подобранные в соответствии с возрастом, помогут ребёнку привить любовь к чтению, ведь он сможет принимать живое участие в этом процессе, размышляя и сопоставляя детали друг с другом, выбирая нужные и с удовольствием наблюдая, как в конструируемой картинке появляются герои только что прочитанной истории: вымышленной или реальной. Книга-пазл «Игрушки» (Агния Барто) очень интересна своими яркими и красочными картинками и симпатичными персонажами. Книга не только помогает поддержать интерес к чтению произведения, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, усидчивости, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.
Книжки на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребёнка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. Книга на липучках «Зима, весна, лето, осень» красочная, интересная и познавательная.
Этот комплект книг используют педагоги на индивидуальных занятиях с детьми. Детям младших групп очень нравится красочная книга-половинка «В лесу». С помощью этой книги дети учатся: составлять пары, узнавать животных и их детёнышей, различать их между собой. Эти книги развивают память, логику и мышление ребёнка.
Книги серии «Открой окошко» разработаны на основе наглядных методов обучения. Яркие и понятные иллюстрации в них помогут малышам научиться считать, различать цвета, называть животных, различные предметы и т. д. Листы книг твердые, не мнутся, яркие картинки.
Для детей старшего дошкольного возраста книги с картинками стали очень интересными и познавательными. В этом дидактическом пособии «Стихи с картинками», «Рассказы с картинками», «Истории с картинками» представлена эффективная методика запоминания стихов и рассказов с помощью картинок-подсказок. Опыт практической работы показывает, что предлагаемый материал помогает ребёнку испытывать чувство радости от процесса обучения, снижает психологическое напряжение, тренируется память, укрепляется вера в свои силы, вселяется уверенность в успех, появляется интерес к заучиванию стихов, словарный запас выходит на более высокий уровень.
Особенное внимание хочется выразить секретной книге с волшебным фонариком. На страницах этой книги спрятано много интересного. Чтобы отыскать скрытые предметы, нужно быть очень внимательным. Справиться с задачей поможет волшебный фонарик. Он выполнен из картона и привязан к книжке на шнурок. Секретная книга с волшебным фонариком привлекает внимание ребёнка своей необычной задумкой. У детей расширяются и закрепляются знания о транспорте, развивается логическое мышление, память, речь, внимание, улучшается запоминание нового материала.
Книга «Другая Альба» сказка об уникальной внешности медвежонка знакомит детей с понятием «толерантности». Читая сказку ребята находили примеры милосердия, доброты, сострадания, уважения, терпения и дружбы. Очень важная история для современного общества. Воспитывает в детях уважение к различиям друг друга, понимание и принятие своих особенностей и ценности себя такого, какой ты есть. Красивые иллюстрации сделали историю особенно трогательной и тёплой.
Комплект «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» направлен на коррекционную работу специалистов и привлечения родителей и воспитателей к выполнению несложных заданий с детьми. Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребёнка к занятиям. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у детей улучшается речь.
А также для педагогов приобретены пособия для коррекционной работы с дошкольниками, которые обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности — игровой, изобразительной, коммуникативной, речевой, двигательной. Разнообразие игр, упражнений, творческих заданий в занятиях направлено на развитие устойчиво положительного отношения детей к себе и сверстникам.
Комплектом книг пользуются не только педагоги, но и родители дома для самостоятельного обучения детей. Также родителям вручили памятки (буклеты) «Роль книги в жизни ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ».
Таким образом, данный комплект книг все педагоги используют в своей работе. Хочется сказать огромное спасибо за приобретённый комплект литературы! Спасибо за внимание.