Голышкина Ольга Александровна
Формирование семейных ценностей у дошкольников в деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Формирование семейных ценностей у дошкольников в деятельности педагога-психолога».
Слайд 1
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников в деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной функции, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Слайд 2
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Слайд 3
Семейные ценности это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Как педагог-психолог, совместно с воспитателями и с семьями, в нашем детском саду, формируем следующие семейные ценности :
-взаимоуважение к друг к другу,
-взаимопонимание,
-трудолюбие,
-почитание старшего поколения,
-бережное отношение к культуре своего народа.
Слайд 4
Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции, за счёт которых формируются семенные ценности. К семейным традициям относится : увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Слайд 5
Проблема возрождения семейных ценностей становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные ценности в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Так, например, наблюдая за детьми, в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» я как педагог-психолог вижу, что у большинства детей формируется уважительное отношение к своим близким.
Слайд 6
Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы. В нашем детском саду проводятся родительские собрания совместно психологом, праздники с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
Взаимодействие воспитателей, психолога с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Слайд 7
Занимаясь воспитанием и формированием семейных ценностей у дошкольников, мы поставили цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
• создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
• предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
• показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Слайд 8
В своей работе, по формированию семейных ценностей, использую проектную деятельность. Считаю, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней, рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога-психолога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей. /
Слайд 9
С детьми старшего возраста провожу различные тематические акции. Например: акция «Первоцвет добрых пожеланий к 8 марта». Дети своими руками изготавливают открытки для мамы и пишут пожелания. Детям нравятся такие акции, а мамам приятно читать добрые пожелания от своего ребёнка.
Слайд 10
В формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в своей работе используем игру, как ведущий вид деятельности. Для разработки технологии формирования семейных ценностей я использую : психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, использование песочной терапии, например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Слайд 11
Так же, использую настольные игры. Например, игра-ходилка «Мы семья» с обнимашками, улыбками и добрыми словами своим близким и родным, которая очень нравится детям. Цель игры набрать как можно больше карт игры и карточек для поощрения. Игроки отвечают на вопросы викторины по цвету. Выигрывает тот, кто больше всех набрал карт и карточек для поощрения.
Слайд 12
Очень нравится детям настольная игра лото «Моя семья»
Детям раздаются большие карточки. Ведущий перемешивает маленькие карточки. Показывая по одной, спрашивает: «Что это? Кому это принадлежит?» Тот, у кого картинка подходит члену семьи на большой карте и правильно отвечает, получает карточку. Побеждает тот, кто правильно подобрал все карточки.
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 13
Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.
Слайд 14
Спасибо за внимание!