Светлана Ефремова
Ритуалы и традиции в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое детский сад
Это дом для всех ребят
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей живем!
А в каждом доме, в каждой семье обязательно есть свои ритуалы и традиции. Вот и в нашем детском саду есть свои замечательные ритуалы и традиции.
Что такое Ритуал – это установленный порядок действий.
А Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Публикация «Ритуалы и традиции в детском саду» размещена в разделах
Ритуалы и традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому я считаю необходимым введение ритуалов и традиций в жизнь каждой группы детского сада.
Каждая традиция, соответствующая возрастным особенностям детей решает определенные образовательные и воспитательные задачи.
В нашем детском саду ритуалы и традиции можно разделить на три категории:
- групповые традиции-ритуалы
- общекультурные традиции
- праздники
• Групповые традиции-ритуалы
«Утреннее приветствие"
Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (посредством игры, стихов с действиями, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.
Например, в средней группе день начинается так:
Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
- Ребята, давайте улыбаться друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день (затем, любая хороводная игра)
Для детей старшего дошкольного возраста в ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимает согласованное решение на основе обсуждения всех предложений.
«Поговорим о хорошем»
День прошел, подкрался вечер,
Скоро мы домой пойдем
Сядем рядом мы друг к другу
И итоги подведем.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем.
Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.
«Капусточка»
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту солим-солим
И по баночкам кладем!
В старше-подготовительной группе традиционно, каждую осень квасят капусту. Ребята вместе с воспитателем шинкуют капусту, «мнут» её, затем солят и закладывают в банку. Это действо очень нравится детям. Ну, и конечно, доставляет особое удовольствие через некоторое время пробовать свою квашенную капусточку.
«Весенние веночки»
Стало хорошей традицией, с появлением первых весенних цветов, в ясный солнечный день плести веночки и дарить их друг другу, сотрудникам детского сада и родителям. Эта традиция вызывает положительные эмоции, создает дружелюбную атмосферу в группе.
«Умелые ручки»
Изготовление подарков к празднику, выполнение коллективных работ своими руками. Эта традиция помогает осознавать ребенку собственную значимость, устанавливает в группе благоприятный климат, развивает творческие навыки.
«Родной маме – родные слова»
В старше-подготовительной группе в День матери дети читают стихи на родном языке (русском, адыгейском, армянском, украинском и др.). Эта традиция воспитывает в детях чувство интернационализма и толерантности. Особенно, это традиция нравится родителям, ведь состав воспитанников детского сада многонационален.
• Общекультурными традициями жизни детского сада являются следующие формы:
«День рождения»
Празднование Дня рождения развивает способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. С детьми проводится традиционная хороводная игра «Каравай»; поются величальные песенки для мальчика или для девочки.
Участие родителей и детей группы в делах детского сада
Совместное участие родителей и детей в уборке, озеленении благоустройстве участка группы развивает чувства сопричастности с коллективом детского сада (дети, родители, сотрудники).
Участие родителей в конкурсах.
Большую роль в установлении доброжелательной атмосферы в семье, расширении знаний детей о своих близких людях играет приобщение детей и родителей к совместному творчеству. Регулярно в детском саду проходят конкурсы совместного творчества детей и родителей, такие как: - «Осенняя фантазия»,
- «Зимние забавы»,
- «Папа может»,
- «Блины-блиночки»,
- «Весна-красна» и другие.
Прогулки и экскурсии
Выход с детьми старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии расширяет кругозор, помогает познавать окружающий мир, способствует общему развитию.
"Встреча с интересными людьми" (во время экскурсий и др. мероприятий)
Расширение контактов со взрослыми людьми, ознакомление с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых- все это способствует развитию коммуникативных навыков.
Традиционно, в День Победы 9 мая дети старшей группы встречаются с ветераном ВОВ, рассказывают поздравительные стихи, дарят цветы и свои поделки
«Кукольный театр»
Показ детям кукольных спектаклей силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации).
«Организация творческих мероприятий»
Организация музыкальных концертов, литературных вечеров, художественных творческих мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому, традиции необходимы в жизнедеятельности детского сада.