Светлана Козлова
Выступление «Народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Публикация «Выступление „Народные игры“» размещена в разделах
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.
Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский и мордовский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдаем предпочтение русским и мордовским народным играм, не забывая игры и других народов, проживающих в России.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен», «В белочку», «Кудынеса», «В коршуна и цыпляток» и др.)
Обрядовые (календарные) - это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. В этих играх крестьянский уклад воспроизводился более подробно и изменялся в связи с тем, что менялись условия, орудия труда и быта. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры в наше время очень популярны среди детей: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома», «Овин», «Харчевня», «В карусель» и др.
Природные (по отношению к природе) игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Такое отношение нашло отражение в играх: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «В журавлей», «В ворону» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «В горшочки», «В платки», «Тканье полотна» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке», «В ключи», «В волков» «В шарагу- варагу»).
Игры – забавы – веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», «Чики-чики сорока», «Сорока акша бока» и др.
В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры : «Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма», «В петушки». «Лесной батюшка», «В редьку» и др.
Так как все народные игры проводились по-разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые игры являются основной группой; («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др., драматические («Заинька», «Дрёма». Уже в средней группе используются все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.
Народные игры широко используются на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.
Как показывает опыт, одну и ту же народную игру (например, подвижную «Гуси-лебеди») можно использовать в разных видах детской деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности и природному миру, на физкультуре, праздниках и развлечениях.
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
2. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М. : Дет. лит, 2001.
3. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. – М. : Высшая школа, 1983.
4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. – М. : Просвещение, 1985.
5. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В. М. Григорьев. – М., 1992.
6. Мухлынин М. А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М. : ВНМЦ им. Н. К. Крупской, 1988.
7. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М. : Искусство, 1988.
8. Покровский Е. А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб, 1994.
9. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.