Юлия Бортникова
Формы работы с дошкольниками и родителями по освоению образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с дошкольниками и родителями по освоению образовательной области «Безопасность».
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для проведения работы во второй младшей в группе «капелька» по реализации образовательной области «Безопасность» мною подобраны игрушки, дидактические игры, иллюстрации, художественная литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, разработаны беседы для детей.
Публикация «Формы работы с дошкольниками и родителями по освоению образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями.
И так, рассмотрим основные формы работы с родителями, с детьми. Работа с детьми : НОД, праздники и развлечения, соревнования, целевые прогулки, наблюдения, подвижные и дидактические, сюжетно - ролевые и театрализованные игры, беседы, чтение художественной литературы,, моделирование и анализ заданных ситуаций, минутки безопасности, драматизации по сказкам.
В группе оформлен центр «Безопасность», где сосредоточен необходимый игровой материал для передачи дошкольникам знаний по безопасности :
1. Виды транспорта: автобус, поезд, машины легковые, грузовые, пожарная машина, «скорая помощь», полицейская машина.
2. Куклы, коляски.
3. Светофор.
4. Мини – макет улицы.
5. Игрушки – сказочные персонажи, которые использую на занятиях, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.
Непосредственно образовательную деятельность по теме организую в игровой форме. Создаю игровую мотивацию, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к деятельности.
В начале НОД ставится дидактическая задача в игровой форме. Например, появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети выполняют роли, они могут быть пешеходами, водителями, пассажирами и др. За успешное выполнение заданий оцениваю детей фишками, звездочками и т. п., что вносит соревновательный элемент. Для освоения образовательной деятельности «безопасность» в нашей группе проводится непосредственная образовательная деятельность по следующим темам: «Одному ходить нельзя», «Так делать нельзя», «Учим куклу Катю ходить по лестнице», «Осторожно – чужой», «Если дождичек пойдет, наденем сапожки», «На дороге может быть опасно», «Красный, желтый, зеленый» и. т. д.
В беседах с детьми углубляю представления о безопасном поведении, ситуациях предупреждения травматизма, принятия мер предосторожности. В нашей группе проводятся следующие беседы: «Учим куклу Катю играть», «Где ездят машины и ходят пешеходы?», «Улица и светофор», «С мамой через дорогу», «Опасные растения», «Правила поведения в природе».
Вовлекаю детей в решение разнообразных проблемных, игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт безопасного поведения : «Почему нельзя разжигать костёр в лесу?», «Рассказ утюга о пожаре», «Острые предметы», «Незнакомый человек на улице», «В гостях у бабушки – загадушки»(загадывание загадок об электрических бытовых приборах, «Как ребята спасли травку от огня», «Письмо от пожарника» и. т. д.
Особое внимание уделяю подбору дидактических игр по реализации образовательной области «Безопасность». Ребенка в дидактической игре привлекает не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры способствуют расширению и уточнению знаний детей по ОБЖ; развивают мыслительные операции; совершенствуется речь детей; развиваются все психические процессы.
Дидактические игры использую в НОД, в совместной деятельности с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Самые любимые игры моих воспитанников: «Спаси игрушку», «Спасатели», «Опасно – неопасно», «Автобус», «Светофор», «Дорожные знаки», «Как работает светофор».
Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является сказкотерапия, которая знакомит детей с правилами безопасного поведения в природе, учит быть доброжелательными, отзывчивыми, самостоятельными, защитниками природы и окружающего мира. Использую детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршак, «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», «Пожар» С. Маршак, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Е. Казаков «Чик-чик ножницами», «Волк и козлята») и привлекаю детей к анализу поступков литературных героев.
Так же используются следующие подвижные игры: «Вода и пламя»,«Тушим пожар», «Пожарники», «Воробушки и автомобиль», «Поезд».
Особое место в моей работе занимают сюжетно – ролевые игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например, полицейского, пешехода в играх типа «Дорога и мы», «Игрушки только для игры», «На лестнице будь внимателен», «Мы идем по улице», «Учим Куклу Катю переходить через дорогу».
Работа с родителями : анкетирование, совместные выставки с детьми рисунков, поделок, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные праздники, помощь родителей в организации развивающей среды, просветительская деятельность (выпуск брошюр, папок-передвижек, плакатов).
- в группе создан информационный уголок, в котором мы помещаем материал по соответствующей тематике;
- на родительских собраниях освещаются вопросы на тему безопасности :
«Оградим детей от беды», «Незнакомец на улице», «Дорожно-транспортный травматизм» и т. п.
Эффективность работы по безопасности жизнедеятельности c родителями в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Есть такая французская пословица – «Ничто не убеждает лучше примера».