Татьяна Костюченко
Выступление на собрании родителей воспитанников подготовительных групп. Интеллектуальная готовность будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Этот год - последний год пребывания наших детей в детском саду. Не успеем оглянуться, перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Перед родителям стоит ряд вопросов : Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы?
Публикация «Выступление на собрании родителей воспитанников подготовительных групп, Интеллектуальная готовность будущих первоклассников» размещена в разделах
Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное воспитание. Если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка.
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?
Как подготовить ребенка к школьному обучению? Педагоги в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
1-Игра «Действуй по инструкции»
Педагог: Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Обмен впечатлениями: способствует развитию внимания, умению внимательно выслушивать задание до конца, закрепляет умение ориентироваться в пространстве.
2-Упражнение «Кто кем был?»
Приглашаем 10 -12 участников стать в круг или они сидят на местах.
Педагог поочередно бросает мяч и задает вопрос: «кем (чем) был (а) раньше … чем был раньше цыпленок (яйцом, кем была раньше лошадь (жеребёнком, кем была раньше корова (теленком, чем был раньше дуб (желудем, кем была раньше рыба (икринкой, чем была раньше яблоня (семечкой, чем был раньше шкаф (доской, чем была раньше рубашка (тканью, чем был раньше дом (кирпичом, кем была раньше собака (щенком, чем был раньше хлеб (мукой, чем был раньше листок (почкой)».
Обмен впечатлениями: В этой игре у ребенка развивается умение внимательно выслушивать вопрос и быстро на него ответить.
3-Игра «Менялки»
10 – 12 участников стоят в кругу. С помощью считалки выбирают ведущего. Игрушки стоят в коробочке. Договариваются столько раз будут меняться игрушками (1, 2, 4 и т. д.). Посмотрите внимательно на игрушки и запомните их.
Инструкция: Каждый держит в руках по одной игрушке, все участники встают в круг. Водящий поворачивается к игрокам спиной, и пока он считает до 10, некоторые участники молча меняются игрушками (только 1 раз). Водящий входит внутрь круга и старается угадать, кто с кем поменялся. О количестве попыток, которые даются водящему, можно договориться заранее.
Обмен впечатлениями: данная игра учит ребенка взаимодействию с окружающими; используя вербальные и невербальные средства общения, учит установлению зрительного контакта.
4-Игра «Сказочники»
Участники сидят на своих местах. Педагог готовит фишки для правильного ответа.
Инструкция: читаем сказку по частям (1-2 предложения, потом задает вопросы по смыслу.
Пример 1: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны».
– Что у солдата за спиной? Что у него на боку?
За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.
Пример 2: «Как любая девочка, Маленькая Баба-Яга была очень любопытная. Обожала все новое. Иногда от любопытства она даже превращалась в сороку». – какой была Маленькая Баба-яга? Что она обожала? В кого она превращалась от любопытства?
Обмен впечатлениями: данная игра развивает память и слуховое внимание.
5-«Опиши друга»
Приглашаем в круг двух участников. Мысленно сфотографируйте друг друга. Играют 2-3 раза с новыми игроками.
Инструкция: двое взрослых становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого;
В подведении итога выясняем, кто оказался точнее при описании друг друга.
Обмен впечатлениями: данная игра развивает зрительное внимание, интерес к сверстнику.
6-Игра «Сделай как я!»
Проводим игру за столами в парах. Пригласить 6 - 8 человек. Первой команде сделать произвольную композицию из 6 спичек. Затем закрыть планшетом (или разобрать) и вторая команда должна воспроизвести композицию своего партнера.
Инструкция: Играем парами. Первоначально у каждого по 6 спичек.
Один, ведущий, выкладывает из шести спичек произвольную композицию, затем на 1-2 секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15 штук.
Обмен впечатлениями: данная игра увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Понравилось вам играть?
Таким образом, игры вырабатывают у ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением, поведением. Такие задания не только дают информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать мысли и рассуждать вслух, делать выводы.
Одной из составляющих психологической готовности является интеллектуальная готовность к школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
У дошкольников, как правило, это происходит стихийно - из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Читайте ребенку, если даже он сам хорошо умеет читать, т. к. это не одно и то же: прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе будет очень кстати. Учите ребенка пересказывать. Пусть он пересказывает не только прозу, но и стихи. Спросите о чем стихотворение? Где развиваются события и т. д. Это хорошая тренировка для гибкости ума. Ведь стихи сложнее воспринимаются, чем рассказы.
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать выводы.
Не менее, важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
С первых дней школа предъявит ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.
Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них :
а) послушания;
б) сдержанности;
в) вежливого отношения к людям;
г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.
И еще очень важный момент – то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».
Дорогие родители!
• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе,
• приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке,
• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе,
• научите ребенка правильно реагировать на неудачи,
• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе,
• приучайте ребенка к самостоятельности,
• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность,
• стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Успехов и удачи вам в школьной жизни!