Диляра Ахунова
Инновационная деятельность педагога в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». Инновационная деятельность педагога имеет своей целью, главным образом:
Решение важных педагогических задач :
- создать эмоционально-комфортную образовательную среду
- поддерживать высокую учебную мотивациюдошкольников
- поощрять их активность и самостоятельность
- расширять возможности обучения и самообучения
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности детей
Публикация «Инновационная деятельность педагога в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
- развивать коммуникативные умения и навыки
Для эффективной деятельности в новых развивающихся экономико-политических условиях педагогу важно понимать о сформированности необходимых для этого личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
В настоящий момент в дошкольном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
В нашем ДОУ, на базе моей группы, созданы следующие условия для успешной инновационной деятельности :
- информационно-развивающая среда – различные ролевые игры, словесно-дидактические игры, театральныеатрибуты для разыгрывания сказок, стихов. В образовательную деятельность и повседневную жизнь детей включаю пальчиковую гимнастику, игры, дискуссии.
- большое значение в своей работе уделяю обеспечению социально-психологического благополучия и здоровья ребенка. Для этого использую различные технологии: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, самомассаж, точечный массаж, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, гимнастика для глаз и т. д.
-в своей деятельности используем современные методы и приемы подачи материала и приемов общения с детьми и их родителями. Ведь инновации коснулись всех сторон и участников образовательного учреждения.
1. Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ в образовательном процессе означает повышение эффективности обучения.
Сейчас, без сомнения, все педагоги проводят занятия согласно новым требованиям. Практически на каждом занятии используются средства ИКТ: презентации, слайды-картинки, музыкальное сопровождение, обучающие видео и т. : «Веселые рукавички», «В гостях у сказки», «Помоги Незнайке», «Экиятлэр иленэ сэяхэт» и др.
2. развивающие обучение. Свои занятия я строю по принципу развивающего обучения, начиная и прорабатывая в ходе его проблемные вопросы или ситуации, чередую различные виды деятельности, наглядные и словесные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности и возможности детей.
3. педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционного сада, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. В своей работе я использую проектную исследовательскую деятельность. Вот, например, наши проекты с детьми «Проращивание семян овса», «Наш второй хлеб», «Дети и дорога», «ЗОЖ». Это замечательный метод получения знаний, умений и навыков детьми с педагогом, самостоятельно, сотрудничество с родителями.
С детьми старших групп участвуем в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, турнирах, что также способствует речевому, познавательно-исследовательскому развитию детей.
4. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ребенка, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является то, что оно включает количественную и качественную оценки, предполагает сотрудничество воспитанника, педагогов и родителей.
5 Личностно – ориентированные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
Таким образом, опыт современного детского сада располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.