Бубнова
Консультация на родительском собрании «Дисграфия. Как помочь ребенку с дисграфией»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема. Актуальность
В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.
Слайд 2 Классификация речевых нарушений
Слайд 3 Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)
Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких
повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в
Публикация «Консультация на родительском собрании „Дисграфия, Как помочь ребенку с дисграфией“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые
обеспечивают письмо.
Слайд 4 Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций.
Речевые функции
Слуховой дифференциации звуков;
Правильного произношения звуков;
Языкового анализа и синтеза;
Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение).
Слайд 5 Неречевые функции
Восприятие (слуховое, зрительное)
Память
Внимание
Мышление
Психомоторика
Оптико-пространственные представления
Невербальный интеллект
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Слайд 6. Какие же причины приводят к нарушению письма?
Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери.
Функциональная незрелость отделов головного мозга
может быть связана с:
- соматическими заболеваниями;
- наследственным фактором, когда ребенку передается
несформированность мозговых структур, их
качественная незрелость.
- несформированность высших психических функций.
Слайд 7. Предпосылки дисграфии :
1. Если ребенок левша.
2. В семье говорят на двух или более языках.
3. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
4. Если не сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.
5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река, суба (шуба).
6. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, звуков [Р], [Л], [Й]).
7. Несформированность грамматических систем словообразования и словоизменения, простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
Слайд 8-19. Виды дисграфии (5)
1. Акустическая форма дисграфии
Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т. д.
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук");
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
4. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества) : Л вместо М; Х вместо Ж и т. д. ;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Смешанная дисграфия
Слайд 20. Результаты диагностики.
Анализируя контрольные работы, диктанты, рабочие тетради учащихся начальных классов (2-4 классы) в количестве 72 человек и проведя беседы с классными руководителями, мною были выявлено 35 (48%) человек с нарушением письменной речи (с дисграфией той или иной формы).