Ольга Оленникова
Консультация «Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Изучить педагогический опыт по теме самообразования через интернет сообщества.
3. Провести анализ проблем общения в коллективе средней группы и сделать выводы по дальнейшему решению проблем.
4. Разработать рекомендации для родителей по воспитанию доброжелательного отношения друг к другу (семья, коллектив).
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением“» размещена в разделах
Планирование результатов:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
• Повысить собственную компетентность в вопросе по преодолению ребенком проблем общения в коллективе.
• Добиться положительной динамики в общении детей.
Актуальность темы.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении со сверстниками.
Детям необходимы друзья, необходимо общество сверстников и умение найти свое место в этом обществе. Играя с другими, дети учатся дружить и ссориться, заключать перемирия и идти на компромиссы, соревноваться и соотносить свои успехи с успехами других детей. Вне коллектива невозможно гармоничное развитие ребенка.
Литература:
• Луговская А., Шевнина О.
«Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением».
• Некрасовы Заряна и Нина
«Без опасности: От рождения до школы»
• Ципоркина Инесса, Кабанова Елена
«Взрослые дети, или Инструкция для родителей».
• Источники:
https://infourok.ru
https://www.niv.ru
Коллективные игры с детьми
«Гори, гори ясно!»
Участники выстраиваются в две шеренги в затылок друг другу. Хором произносят такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
На словах «Глянь на небо.» дети, стоящие первыми, поднимают головы вверх, а на заключительных словах бегут наперегонки до финишной черты. Кто прибежит первым, тот и выиграл.
«Меткий глаз»
Нарисуйте на стене дома, где нет окон, или на деревянном щите большую мишень. Лепите снежки и кидайте в мишень. У кого больше попаданий в центр мишени, тот и выиграл.
«Снежный баскетбол»
В баскетбольное кольцо или, если его нет, в обыкновенное ведро бросайте снежки. Выиграет тот, кто попадет чаще всех.
«Не промахнись!»
Нарисуйте на снегу большой круг (диаметром 5—6 м, отойдите от него на несколько шагов и бросайте в него снежки. Кто попал, отходит еще на два шага, затем еще. Продолжайте до тех пор, пока не останется один победитель.
Больше фантазируйте, придумывайте новые игры и побуждайте к этому детей, поощряйте работу их воображения.
Очень эффективны для преодоления застенчивости так называемые контактные игры, когда дети прикасаются друг к другу, естественно, в разумных этических и эстетических пределах.
«Лавата»
Ребятишки встают в круг, берутся за руки и, двигаясь по кругу, напевают:
Дружно танцуем мы, та-та-та, та-та-та,
Танец веселый наш «Лавата».
Мои ноги хороши,
А у соседа лучше!
С этими словами они дотрагиваются до ног соседей по кругу и продолжают движение с песней, меняя слово «ноги» на «волосы», «уши», «локти», «пальчики» и т. д.
«Путаница»
Под веселую музыку малыши становятся в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый из участников игры берет кого-нибудь за руку, левая остается свободной, чтобы за нее кто-то взялся. Когда все взялись за руки, открывают глаза и пытаются распутаться, не разнимая рук.
«Жмурки»
Ведущий с завязанными глазами ловит других участников игры, старающихся ему не попадаться. Поймав кого-либо, он пытается на ощупь угадать, кто это.
Предложите малышам ролевые игры, в которых разыгрываются различные ситуации: «В магазине», «В парикмахерской», «На приеме у врача» и т. п. Подготовьте для этого нехитрые атрибуты той или иной профессии (их можно сделать из картона). Увидите, что через игру ваш застенчивый малыш постепенно научится свободному общению.
Дети очень любят коллективные речевые игры, которые можно проводить и зимой, и летом, и в помещении, и на улице.
Причины замкнутости
Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.
Довольно распространенным явлением считается замкнутость единственного ребенка в семье. Лишенный общества брата или сестры, вынужденный часто играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.
Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.
Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете недовольство его поступками, внушаете, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.
Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку, тогда и он перестанет замыкаться в себе.
Причины замкнутости ребенка могут подсказать его рисунки. Предложите малышу нарисовать свою семью, не объясняя ему, что вы под этим понимаете. Пусть он сам выберет, что нарисовать. Упражнение имеет смысл проводить начиная с четырехлетнего возраста.
Как ребенок изобразил себя :
очень крупная фигура (крупнее всех остальных) может означать, что он несколько избалован;
наоборот, слишком маленькая фигурка (меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать, что ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную; но, может быть, он просто подчеркивает, какой он еще маленький по сравнению с остальными;
он находится в стороне от мамы, папы и других родных — возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он скорее всего ощущает себя изолированным от остальных;
он нарисовал себя в кругу семьи, все держатся за руки, значит, в доме царит дружеская атмосфера, или ребенок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не все благополучно);
все родные нарисованы в разных комнатах — это повод задуматься: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живет ли каждый из вас своей собственной жизнью?
Обратите внимание на следующие особенности рисунка:
вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку и т. д. ; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них свой рисунок — это может означать, что ребенка не удовлетворяют существующие отношения, ему чего-то не хватает;
вместо семьи нарисован просто дом без людей или посторонняя картинка — может быть, ребенок не понял, что от него хотят, или у него не было желания и настроения рисовать; попробуйте предложить ему нарисовать семью в другой раз, когда он будет более расположен к этому;
величина фигур некоторых членов семьи не соответствует реальному соотношению их величин — это может свидетельствовать о преуменьшении или преувеличении значимости этих членов семьи для ребенка;
при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень мелкие, рисунок сильно смещен в один из углов листа — все это может говорить о повышенной тревожности ребенка (пугаться в этом случае не стоит, но лучше проконсультироваться с детским психологом).
Учтите также, что особенности детского рисунка могут зависеть от того, как его учили рисовать (например, как учили располагать фигуры на листе). В любом случае не торопитесь «ставить диагноз», помните, что результаты ваших наблюдений — это всего лишь повод задуматься над особенностями ваших отношений с ребенком.