Елена Дашкова
Выступление на РМО заведующих и старших воспитателей ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
сентябрь 2015 года
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.
Старший воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража Дашкова Е.Л.
Индивидуализация ОД в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Изменение образовательного процесса возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предметно – пространственная среда и пространство детско – взрослого сообщества.
Публикация «Выступление на РМО заведующих и старших воспитателей ДОО» размещена в разделах
Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Слайд 2
Ребенок —это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Слайд 3
Модель индивидуализации образовательного процесса
мониторинг
планирование
поддержка индивидуальности ребенка
развивающая среда
работа с семьей
Слайд 4
нормативно – правовая база
разработка методов и соблюдение принципов индивидуальной работы
использование новых методик и технологий
повышение квалификации педагогов ДОУ
Слайд 5
Планирование
- ООП ДОУ и рабочие программы педагогов ДОУ;
- Годовой план;
- План работы методической службы
- Перспективный планы работы (специалисты, воспитатели)
- Циклограмма видов деятельности педагогов и детей
- Календарно – тематическое планирование
- блочно – тематическое планирование
Слайд 6
Виды индивидуальной работы
Коррекционная (развитие движений по заданию инструктора физкультуры по заданию учителя – логопеда; педагога-психолога; музыкального руководителя; по разделам программы)
Компенсирующая (вновь поступившие дети в ДОУ; дети, отсутствующие в ДОУ длительный период / санаторий, по болезни, отпуск родителей)
Дополнительная (развитие творчества /в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности работа с детьми с опережающим темпом развития (одаренные дети)
Слайд 7
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ
- Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
- Изменение содержания образовательной деятельности
- организация предметно- пространственной среды
- взаимодействие детского сада с семьей
Слайд 8 - 9
Известно, что развитие детей протекает не спонтанно, а определяется условиями жизни, поэтому в ДОУ необходимо создать условия (т. е открытые пространства) центры в которых, ребенку не должно быть запретных мест, игрушек, пособий. Взрослые содействуют в развитии детей.
Центры:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Каждая группа должна быть индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, и коллектива в целом (Например, если больше мальчиков – машинки, конструкторы….)
Слайд 10
Компоненты детской субкультуры
С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкульутры. В группах ДОУ могут быть созданы стенды, уголки или альбомы с фотографиями детей, пожелания ко Дню рождения, Новому году, «Уголок именинника».
-В портфолио детей совместно с воспитателями и родителями фиксируют достижения детей (грамоты, рисунки).
Могут быть такие формы работы, как:
- Коллекционирование, газеты, мини- выставки
- Конкурсы рисунков «Как я провел лето», «Семейный герб»
Слайд 11
Совместная воспитательная образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в режимных моментах, ОД, в ситуативных разговорах, в разных видах деятельности.
(со слайда)
Слайд 12
Взаимодействие с семьей
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Формы работы с родителями:
- Домашние фото и видео проекты
- Распространение на флеши носителе
- Выставки творчества
- Различные мероприятия, досуги
- Ящик доверия
- Буклеты
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволит учитывать интересы и социальную ситуацию развития воспитанников Д