Вера Николаевна Подгорная
Формирование у дошкольников нравственных качеств посредством приобщения к театру
▼ Скачать +Заказ
Выступление на педагогическом совете на тему: " Формирование у дошкольников нравственных качеств через приобщение их к театрализованной деятельности"
«Театр — это школа добрых чувств,
красоты и человеческого братства»
В. Рабадан
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Публикация «Формирование у дошкольников нравственных качеств посредством приобщения к театру» размещена в разделах
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к духовно-нравственному воспитанию. На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
В наше современное время компьютеризации и технического процесса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков» увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское сознание, у них проявляется склонность к злу и жестокости.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Это период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, чему способствует музыкально-театрализованная деятельность, которая помогает в усвоении норм и правил. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок присваивает черты другого и начинает чувствовать себя другим, становится другим не только в игре, но и во взаимоотношении с окружающим его миром.
Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Весь период детства – это по существу «дружба» со сказкой, одним из первых спутников человека на пути познания культуры своего народа. Основоположники педагогики Н. К. Крупская и А. С. Макаренко считали, что от воспитания ребенка в дошкольные годы во многом зависит его будущее, имея в виду не только эффективность его обучения, но и результат развития, структуру и функциональные возможности будущей личности.
Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. С их помощью можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л. П. Бочкарева). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие (Л. И. Божович, Я. Рейковский).
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других.
По моему мнению, противоядие можно найти, обратившись именно к сказке. Общая направленность сказок, идеи мира, добра, братства, оптимистический взгляд на мир и является воспитанием сочувствия, отзывчивости, гуманности, формированием таких нравственных категорий, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя.
Сказки помогают показать:
• как дружба побеждает зло («Зимовье»);
• как добро побеждает зло («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Наша жизнь с ее бешеным ритмом, стрессами и нехваткой времени вытесняет те традиции, когда в долгие зимние вечера сказка была желанной гостьей в каждом доме. Сейчас редко дети засыпают под завораживающие истории с немудрящим зачином: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были. Именно в такие минуты, когда ребенка ничто не отвлекает, он полностью погружается в сказку, живет и действует вместе с героями. Сказка воздействует не только на сознание маленького человека, но и на его подсознание. Воспитательное воздействие сказки незаметно, ненавязчиво и действенно.
Все сказки, как правило, заканчиваются победой добра и справедливости, но до наступления этой счастливой развязки дети успевают поволноваться, разделить чье-то горе, посочувствовать обиженному, воспылать гневом к обидчику. Доброе, открытое детское сердечко способно сопереживать, даже если сказка знакома и концовка известна.
Сказка воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, развивает в человеке нравственные качества. Участие дошкольников в театрализованной деятельности как нельзя лучше подходит для их развития. Поэтому, основываясь на актуальности данной проблемы, я решила вести целенаправленную работу теме: «Формирование у дошкольников нравственных качеств через приобщение их к театрализованной деятельности», основной упор которой направлен через участие дошкольников в театрализованной деятельности. Ведь тематика и содержание театрализованных постановок имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Любимые герои станут образцами для подражания, ребенок начнет отождествлять себя с полюбившимися образами, которые окажут влияние на детей. Перевоплотившись в полюбившийся образ, малыш добровольно примет и присвоит свойственные ему черты. Разыгрывание роли позволит формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.