Седова Наталья Владимировна
Мини-музей «Уголок народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете: «Мини – музей «Уголок народной культуры»»
Цель: рассказать и показать педагогам ДОУ способы совершенствования работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников с помощью группового мини – музея «Уголок народной культуры».
Воспитание любви и гордости к своей Родине – это продолжительный процесс, он должен быть ненавязчивым и постоянным. Рассказывать детям о культуре, традициях нашей страны необходимо с детства.
Публикация «Мини-музей „Уголок народной культуры“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Слайд №1
И здесь нам помогает принцип наглядности обучения — это опора на реальные представления дошкольников, использующийся с древнейших времен. Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств.
Слайд №2
Применение мини – музея с наглядными материалами мобилизует активность психики дошкольника, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.
Использование макета в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей, т. к. через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально - коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В основу разработки данного дидактического пособия положена работа по методической литературе «Знакомство детей с русским народным творчеством» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», где одна из тем - «Приглашаем в гости к нам», где воспитанники знакомятся с русской избой, её убранством и утварью.
Слайд №3
Поэтому в своей работе мы с Надежной Сергеевной всегда используем инновационные педагогические технологии для создания специального игрового пространства и расширения кругозора детей.
Нашей методической разработкой является макет «Русской избы», который входит в наш групповой мини-музей по духовно – нравственному воспитанию детей.
Помогают нам вести проект «Кузькин сундучок» - домовёнок Кузька и кукла Ладушка.
Слайд №4
У Кузьки есть волшебный сундучок со сказками. Каждая тема проекта имеет сюрпризный момент, из сундучка появляются валеночки – беседа с показом презентации «Валенки, да валенки», Кот Баюн со спящим запеленованным младенцем – беседа с показом презентации «Ходит сон без окон», пасхальное яйцо – беседа с показом презентации «Светлый праздник Пасха» - раскрашивание деревянных яиц, матрешка – беседа с показом презентации «Русская матрёшка» и роспись деревянных матрешек и т. д.
Слайд №5
Методическое пособие «Русская изба» — это модель, представляющая собой уменьшенные копии объектов русского быта людей.
Слайд №6
Дидактическое пособие «Русская изба» знакомит детей с укладом и традициями русского народа, славянской семьей, с убранством русской избы, русской печью, ее структурными элементах, рассказывает о наполняемости и утвари печи.
Русская изба чаще всего состояла из одной комнаты, но делилась на зоны:
печной угол, бабий угол, мужской угол, красный угол.
Самой главной в русской избе была печь – очаг жизни, главный оберег семьи.
Печка в доме – мать родная.
Печь согревала, помогала готовить еду, на ней отдыхали и спали. Служила она и кроватью: поверх печи укладывали доски, а затем стелили постель. На печь вели ступени, а топка всегда была закрыта железными заслонами.
Печной угол - в этом месте находилась вся кухонная утварь, а также хозяюшки стирали, сушили и штопали одежду.
Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты, а для загребания углей использовалась кочерга.
А как вкусно готовили хозяюшки: запашистые щи, гороховая и пшенная каши, пироги с капустой, блины! Самой распространенной была глиняная посуда- горшок. В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее.
Красный угол — это почетное место в избе. Здесь на специальной полочке стояли иконы, горели лампады и свечи. Это место держалось в чистоте, украшалось вышитыми рушниками, а иконы были в определенном порядке.
Почти все в избе делалось своими руками. На полках стояла нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски. На деревянном полу лежали домотканые половики - дорожки. Вдоль стен неподвижные лавки. Для освещения избы пользовались лучиной, масляными светильниками. Сундук в крестьянской избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и бытовые мелочи.
Мужской угол - находился напротив печи. Здесь обязательно стояла широкая лавка. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, здесь ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины.
Бабий угол (женский угол) - располагался между устьем печи и противоположной стеной. В этом особом месте женщины занимались своими бабьими делами: готовили пищу, занимались рукоделием, нянчили детей.
Зыбка — подвесная колыбель для младенца, имела одну общую конструктивную особенность — подвешенность.
В русской избе всегда чувствуется теплота рук, любовь человека к своему жилищу. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
Итог: наш мини-музей помогает нашим воспитанникам впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства, беседы с показом презентаций по духовно – нравственным темам в рамках работы по проекту «Кузькин сундучок».
Слайд №7
Мы с моей напарницей считаем, что дошкольный возраст самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры и национальным традициям.
«Наше сегодня, как некогда наше прошлое, так же творит традиции будущего».