Ольга Грунина
Использование на физкультурных занятиях основных движений, общеразвивающих упражнений и подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Публикация «Использование на физкультурных занятиях основных движений, общеразвивающих упражнений и подвижных игр» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно – оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, образовательной деятельности по физическому развитию, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством педагога.
Планирование занятий физкультурно - оздоровительной работы по образовательной области «Физическое развитие», построено по общепринятой структуре и включает различные виды двигательной деятельности дошкольников (основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры).
Физкультурное занятие состоит из вводной, основной и заключительных частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели – всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.
Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке.
Основная часть направлена на решение главных задач занятия – обучение детей новым упражнениям, повторение, закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств (ловкость, сила, быстрота выносливость и т. д.). В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.
Заключительная часть должна обеспечить ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.
Длительность занятия и его частей индивидуальна для каждой возрастной группы.
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, способствует улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную функцию организма. Важное значение для правильного выполнения ОРУ имеет исходное положение. Исходное положение для ОРУ различны и используются в соответствием с возрастом детей. Изменяя исходное положение можно усложнить или облегчить двигательную нагрузку.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера педагог применяет физкультурный инвентарь (флажки, кубики, кегли и др.). В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, педагог продумывает и планирует расположение построение детей. Педагогу необходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для дошкольника и может привести к нежелательным последствиям.
Основные виды движений.
Основные виды движений - жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в разнообразной деятельности. Это метание, лазанье, ходьба, бег, прыжки.
Метание относится к движениям ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: способствует развития мозга, глазомера, равновесия. Метание проводится на дальность ив цель. Обычно первое предшествует второму.
В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами, т. е. на упражнения в силе броска в соответствии с расстоянием.
В метании в цель ребенок сосредотачивается на необходимости не промахнуться, что требует внимания, сосредоточенности, целенаправленности, координации волевого усилия. Ребенка обучают разным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.
Лазание - циклическое движение. Для лазания и слезания с лесенки характерна кратковременная повторность элементов движений, похожих на ходьбу. Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу на гимнастической скамейке, лазание на вертикальной (гимнастической) стенке, веревочной лесенке, по канату, по шесту. Эти упражнения во всех возрастных группах должны проходить под непосредственным наблюдением педагога.
Ходьба – циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка. Для нее характерно однообразное повторение чередующихся фаз движений: опора на одну ногу, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл.
Формируя правильный навык ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, развивает и укрепляет свод стопы. Совершенствованию ходьбы, а также профилактике плоскостопия способствуют специальные упражнения. Ребенок выполняет разные виды ходьбы: ходьба на носках, ходьба на наружном крае стопы, ходьба крадучись, на полусогнутых ногах; босиком по лежащей на полу ребристой лесенке; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок и др.
Бег – циклическое, локомоторное движение, имеющее строго заданную повторяемость цикла двигательных действий. В беге есть фаза полета, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы.
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка: активизирует его органы и системы, повышает обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
Качество бега совершенствуется при выполнении его разнообразных видов: на носках, с высоким подниманием бедра, с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; между предметами с предметами (обруч скакалка и др.) ; челночный бег; на перегонки; в рассыпную с увертыванием.
Бег способствует развитию скоростно – силовых качеств, выносливости, волевых качеств.
Прыжки. Прыжок – ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов: весь процесс выполнения представляет одно законченное движение. Прыжок состоит из трех фаз: 1) подготовительной принятия – принятия исходного положения или разбега; 2) основной – отталкивания и полета и 3) заключительной – приземления.
Ребенок овладевает следующими видами прыжков: прыжок в длину с места и разбега, прыжок в высоту с места и с разбега, прыжок в глубину (спрыгивание). Физиологическое воздействие прыжков на детский организм весьма значительно, поэтому при проведении упражнений необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей.
Равновесие – способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое так и в движении. Являясь компонентом любого движения и сохранения любой позы, оно развивается постепенно по мере уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства.
Чувство равновесия тренируется и проверяется в процессе упражнений на уменьшенной площади опоры, когда требуется удержать тело от падения, например при ходьбе по бревну, рейке, узкой доске, на носках, при стоянии на одной ноге и остановке после бега. Упражнения вырабатывают не только чувство равновесия, но и умение владеть своим телом, координацию движений, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость.
Равновесие совершенствуется при катании на лыжах, конках, езде на велосипеде, роликовых коньках и т. д.
Подвижная игра.
Подвижная игра с правилами – сознательная активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции ребенка на сигналы типа “Лови”, “Беги”, “Стой”.
Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определенную роль, устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большей самостоятельностью.
Одна из характерных особенностей подвижных игр – стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального положительного результата - выигрыша.
Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.
Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх (Кот и мыши, наседка и цыплята) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в бессюжетных правила представлены в открытом виде (Кто скорее добежит до флажка, Мяч водящему).
По интенсивности физиологического воздействия можно выделить игры с высокой, средней и низкой нагрузкой.
Выделятся еще один вид игр – игры забавы, в которых проходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т. д.).
Таким образом, физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно – оздоровительных мероприятий в режиме дня.