Таранова Надежда
Влияние музыки на развитие личности дошкольника
Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического характера. Но формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию положительных эмоций и чувств ребенка. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка может непосредственно передавать разнообразные чувства и состояние человека. Музыка обладает сильным психологическим воздействием, она может успокаивать, возбуждать, вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии до беспокойства и агрессии. Вот почему она является исключительно важным фактором в становлении личности.
Публикация «Влияние музыки на развитие личности дошкольника» размещена в разделах
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», - так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.
Формирование музыкально – сенсорных способностей является особо важным звеном в развитии музыкальной деятельности детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, которое особенно важно для детей дошкольного возраста.
Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.
Интеллектуальные контакты с музыкой приучают к наблюдениям, обогащают воображение, развивают память и мышление, учат сосредоточивать внимание, влияют на формирование воззрений и воли ребенка, приучают к правильной оценке явлений. Занятия музыкой развивают способность аналитического и одновременно синтетического восприятия звуковых явлений.
В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально – образное мышление, то есть способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, относится не только к их музыкальному развитию, но способствует расширению их общих познаний о действительности и совершенствует их способности к разносторонней умственной деятельности.
Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления - его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального т. е. ярко окрашенного чувством мышления, которому присущи увлеченность и расположение к творческому подъему.
Способность к эмоциональному мышлению оставляет глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого познания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушая музыку, ребенок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией, поэтому очень важно какую музыку слушает ребенок.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомство детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания побуждает их к сопереживанию.
Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на эмоциональное отношение к явлениям жизни, способна пробуждать воображение, фантазию. Песни «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о Москве» Г. Свиридова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова пробуждают чувство патриотизма, гордости и любви к Родине, когда дети охвачены общим коллективом и общими переживаниями.
Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают чувство дружбы, обогащают переживания детей, их духовный мир. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных и подчеркнутых движениях рук и ног. А спокойный, плавный характер хоровода, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, мягкими и округлыми.
Через восприятие разнообразной тембровой палитры звуков различных музыкальных инструментов, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к шедеврам классической музыки. Это произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Произведения этого сборника передают картины детской жизни и веселых игр – «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты - «Баба Яга»; танцевальную музыку - «Полька», «Вальс», «Мазурка»; картину природы в пьесе «Песня жаворонка».
Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта.
Условия современности вызывают недооценку и даже пренебрежение к вопросам эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведёт к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление, обогащение их эмоциональной сферы.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребё нке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, уважения, любви. Важным показателем музыкальной культуры человека является интерес к музыке, умение осознанно воспринимать её в различных исполнениях. Музыкальное воспитание обогащает все проявления детей, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры, развиваются музыкальные способности.