Светлана Васильевна Ермоленко
Выступление на педагогическом совете школы «Роль игровой деятельности в современной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Роль игровой деятельности в современной школе"
Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Все это вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает детям усвоить любой учебный материал.
Публикация «Выступление на педагогическом совете школы „Роль игровой деятельности в современной школе“» размещена в разделах
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.
Обучающая игра приносит ребенку радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
В игре ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.
Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- самостоятельность; игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
- возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников; игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни; в области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери», в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами, собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм и др.
Ю. В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса :
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- потребность в ином;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1) Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
2) Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3) Возможность действия для каждого ученика.
4) Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5) Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6) Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7) Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Из опыта работы на уроках русского языка
На уроках русского языка провожу различные игры. Ежедневные пятиминутки каллиграфии предусмотрены программой начального обучения и направлены на совершенствование техники письма. Сделать этот момент урока интересным мне помогает игра «Ромашка». Она развивает способность учащихся к анализу и синтезу.
Например, в кармашки на лепестках цветка вставлены элементы букв и ребятам предлагается вставить буквы, которые здесь будут жить. В игровом упражнении «Допиши букву» учащиеся решают аналитическую задачу: дописать недостающие элементы. Задание прописываю ребятам в тетрадях. Привлечь внимание учащихся можно соревновательными элементами. Перед
учениками ставится задача, при которой всегда есть победитель:
-Кто аккуратнее?
-Письмо без ошибок.
-Самый точный.
Соревнование можно проводить по рядам, парами, группами, между мальчиками и девочками.
Игра во фразу. Эта игра ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения. Учащиеся по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов.
Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает. Здесь работу строю по нескольким направлениям. Во-первых, учу детей работать со словарями: «Кратким толковым словарем русского языка» и «Орфографическим словарем». Во-вторых, на каждом уроке русского языка веду работу по изучению, закреплению словарных слов. Для этого используют много приемов. Один из них – загадывание загадок. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь обучающихся. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
Например:
Четвертый месяц, как магнит,
Так с треском лопается лед (Апрель).
Мирный, тихий разговор
Я веду с соседом
Нет волненья, ясен спор
–Теплится. (Беседа).
Эта цифра так вкусна
–Из двух бубликов она. (Восемь).
Большинство дидактических игр содержит вопрос, призыв к действию, например: «Кто вернее?», «Отвечай сразу!» Часто применяю такие игры: «Магазин», «Составь букет», «Клоун», в которых примеры написаны на обратной стороне картинок и объединены в задаваемую сюжетную игру. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение: на основе заданной игровой ситуации, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, интересует всех педагогов. Ведь от постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению. Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроке использую разнообразные способы чтения: чтение по цепочке, выборочное чтение, чтение по ролям. Особенно нравятся детям театральные минутки –инсценирование отдельных эпизодов произведения. А так же применяю игры и скороговорки.
-«Буксир».
Я читаю текст в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторяю его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
-«Инструкция».
На доске записано задание. Дети выполняют задание в определенной последовательности. Работают молча. Игры, игровые упражнения, загадки, ребусы, пословицы и поговорки, применяемые на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект;
- возможность выбора и элементы соревнования, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
1) Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2) По характеру педагогического процесса бывают :
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3) По характеру игровой методики делятся на :
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4) По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5) По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии :
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.
Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются
такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться, осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.
Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.
Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь
только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное –интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.
Учитель, освоивший принципы применения игровых приемов, должен проявлять инициативу. В частности, в целях обучения русскому языку с большей эффективностью могут быть использованы творческие игры, направленные на развитие фантазии и художественного вкуса у детей.
Для того чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.