ленария хазиева
Выступление на педагогическом совете «Познавательное речевое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые- хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Язык- важнейшее средство человечекого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение к родному языку, развитие речи, речевого общения- одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частых задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художествееному слову, подготовик к обучению грамоте.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Познавательное речевое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде- понимание речи и активная речь- развивается постепенно.
Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, произносимых и понимаемых слов.
Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интелекте ребенка. Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают говорит, и правильно произносят слова, звуки уже к 3-4 годам. Другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет.
С целью активизации и расширения словарного запаса ребенка, формирования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи есть много разнообразных игр, упражнений с усложнением их на каждом возрастном этапе. Для воспитания звуковой культуры речи кроме игр и упражнений можно использовать скороговорки, считалки, загадки, пословицы, небольшие рассказы и стихи.
Однкао среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй только скороговорки могут быть использованы и напрвлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи.
Роль скороговорок как речевого материала велика. "Скороговорка" - это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа., который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Такие игры и упраженния, заучивание скороговорок и стихов одновременно расширяют знания ребенка об окружающем мире, развивают мышление, память, восприятие, воображение. при проведении с ребенком занятий, прежде чем требовать от него выполнения того или иного задания, убедитсеь, понял ли он поставленную задачу.
Непременным условием полноценного речевого развития детей дошкольного возраста является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Вот ее основные составляющие:
1. специально подобранные игрушки и предметы.
2. тексты произведений художественной литературы, воспроизводимые воспитателем.
3. собственная речь воспитателя в повседневном общении с детьми
4. специально организованное речевое воздействие педагога.
5. игра.
6. ответы на вопросы.
Развитие речи и расширение словарного запаса ребенка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Совместные прогулки очень мног дают малышу, они делятся своим впечатлением об увиденном, задают вопросы. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного дети выражают в рисунках, в песнях и стихах.
Прогулки расширяют познания маленького человечка, как бы открывают окно в большой мир. Рассказывая ему о временах года, указываем на характерные признкаи весны, лета, осени и зимы. Хооршее упражнение для развития речи- рассматривание картинок и составление по ним рассказа.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека, первый его университет, но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живой и не живой природы, усваивает азы математики. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художсетвенной литературы, со переживая его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится маленьким языковедом, потому что приобретает способность не толко правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово,из каких слов- предложение. Все это необходимо для успешного учния в школе, для всестороннегоразвития личности ребенка.