Виктория Савельева
Выступление на педагогическом совете «Логоритмика как вид совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете по теме :
«Логоритмика как вид совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Музыкальный руководитель МБДОУ № 12
Савельева В. А.
Первая квалификационная категория
г. Оренбург 2018 г.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в совместной деятельности с детьми.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Логоритмика как вид совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 1
Приоритетным направлением нашего детского сада является - осуществление деятельности по познавательно – речевому развитию детей, а еще из наблюдения логопедов следует, что с каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. И нам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы развития речи. И я хотела бы рассказать и познакомить вас с таким направлением коррекционной педагоги, как – логоритмика.
Слайд 2
Логоритмика или логопедическая ритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач:
Слайд 3
• Закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
• Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
• Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и речи;
• Развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса; Развитие чувства ритма;
• Развитие слухового внимания;
• Развитие пространственной организации движений;
• Развитие общей моторики, мимики.
Для решения этих задач нам с вами необходимо проводить ежедневную работу по данному направлению. Сначала нам предстоит ознакомиться, какие виды упражнений включает в себя логоритмика, выясним какие из них вы можете использовать в своей работе, и одновременно на собственном опыте проверим эффективность данного направления.
1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Ходьба под звучание барабана, с замедлением и ускорением темпа. Упражнение «Машинист» «Воротики»
Предоставить воспитателям аудио материал для данного вида упражнений. (Приложение № 1, папка № 1)
2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.
Практическая часть. Упражнения: "Снеговик". И. п. - стоя. Воспитателям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.
«Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе. Предоставить воспитателям картотеку динамических упражнений на регуляцию мышечного тонуса. (Приложение № 2).
3. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Артикуляционная гимнастика под музыку.
Предоставить воспитателям картотеку артикуляционной гимнастики. (Приложение № 3)
4. Пальчиковые игры. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развитие речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикулярный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Предоставить воспитателям картотеку пальчиковой гимнастики (Приложение № 4)
5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса по системе Ф. Емельянова: «Страшная сказка», «Бронтозаврик», «Конючим».
Предоставить воспитателям систему фонопедических упражнений по Ф. Емельянову. (Приложение № 5)
6. Чистоговорки. Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Пропевание с воспитателями чистоговорки «Насекомые» с движениями
Предоставить воспитателям картотеку чистоговорок (Приложение № 6)
7. Речевые игры и ритмические игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Игра с воспитателями на деревянных ложках в игру «Фруктовое ассорти», ритмическая игра с использованием деревянных палочек «Палочки - зайчики».
Предоставить воспитателям картотеку речевых и ритмичеких игр (Приложение № 7)
8. Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
10. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
11. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
12. Массаж и самомассаж это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, а в сочетании с музыкой и пением решает еще ряд музыкальных задач.
Обсуждение вариантов использования данных упражнений в своей работе.
Практическая часть. Провести массаж с воспитателями «Дождь».
Предоставить воспитателям картотеку массажа и самомассажа (Приложение № 8).
Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, но и способствуют улучшению настроения детей, вносит разнообразие и способствуют большему мотивированию детей на занятии.