Чайкина Татьяна Викторовна
Выступление на педагогическом совете «Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете на тему :
«Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников»
Трудно представить мир ребенка без сказки. Детство и сказка понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Педагогические ценности народной сказки сложились спонтанно, лучшие из них, передаваясь из уст в уста, отсортировывались временем. Время и есть показатель их педагогической значимости.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало его эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способных еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер к миру, окружающим людям. Дети всех возрастов любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способы понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначались особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения – все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»); мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил»); забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Он помогает обращаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить во все оружие. Часто задает вопросы: «Кто?», «Почему?», «Откуда?», «Куда?», для того чтобы вызвать рефлексию и мобилизовать моральные силы.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими морально - положительными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Приобщая детей к художественной литературе, мы – воспитатели нашей группы, стараемся подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании и нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Особое место отводим в группе уголку речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимают участие дети и их родители. Каждый ребёнок имеет возможность взять понравившуюся книгу. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. Руками родителей пошиты костюмы для театра. В созданной предметно-развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы. Мы сделали вывод, что приобщение ребёнка к сказкам способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Всё это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
Интеллектуально-творческая игра «Народные сказки»
Педагоги делятся на две команды:
1 конкурс «Отгадай сказку по пословице и поговорке»
Ведущий предлагает послушать пословицы, и отгадать о какой сказке идет речь.
1 команда:
- Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть – в птицу превратиться. (Курочка Ряба)
2 команда:
- Новых друзей наживай, а старых не забывай; Доверяй, но проверяй. (Колобок)
1 команда:
- Страшись волка в овечьей шкуре. (Волк и семеро козлят)
2 команда:
- Чужого не надо, а своего не отдам (Бычок – смоляной бочок)
1 команда:
- На всякого хитреца довольно простоты; Битый, не битого везет. (Лисичка – сестричка и серый волк)
2 команда:
- Мал золотник, да дорог. (Мальчик – с – пальчик)
1 команда:
- По труду и награда (Морозко)
2 команда:
- Конец – делу венец; Мала капля, а большое дело делает. (Репка)
1 команда:
- Сумел ошибиться, сумей и исправиться. (Гуси – лебеди)
2 команда:
- Кому солнце матушка, а кому – злая мачеха (Снегурочка)
2 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек»
Ведущий называет педагогическую цель произведения, игроки подбирают к ней сказки.
1. Ценность труда, как труд помогает сказочным героям решать сложные жизненные ситуации. Значение коллективного труда. Послушание. Уважение старших.
(Теремок. Жихарка. Маша и медведь. Мужик и медведь. Крылатый, мохнатый, да масляный. Царевна – лягушка. Зимовье зверей. Золушка. Мороз Иванович. Семь Симеонов – семь работников. Гуси – лебеди. Колобок. Репка)
2. Мудрость. Хитрость. Находчивость. Смышленость. Дружба. Ответственность.
(Василиса Премудрая. Иван царевич и Серый волк. Царевна – лягушка. Конек – горбунок. Маша и медведь. Финист – ясный сокол. Теремок. Волк и семеро козлят)
3 конкурс «Музыкальные загадки»
Ведущий загадывает загадки:
1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
3. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)
4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
5. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)
6. В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет. (Балалайка)
В заключение, хочу сказать, что в нашей группе на 2021-2022 учебный год мы решили:
1. Продолжить знакомить дошкольников с народным творчеством – сказкой.
2. В группе оформить папку – передвижку для родителей на тему: «Какие сказки читать детям»; «Сказка ложь, да в ней намек…».
3. Подготовить консультации для родителей «Знакомим со сказкой», «Не забывайте народные сказки».
4. Добавить в кукольные театрализованные уголки новые атрибуты по народным сказкам.
5. Конкурс поделок «Сказки своими руками» (сотворчество родителей и детей).