Эльмира Юнусова
Центр двигательной активности в группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 173»
Выступление на МО
воспитателей города Оренбурга
Тема: «Центры детской активности в
группах ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Подготовили: Юнусова Э. З.,
г. Оренбург, 2024
2 СЛАЙД
При организации РППС в ДОУ необходимо руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, а именно:
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»).
Публикация «Центр двигательной активности в группах ДОУ» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Уголки и центры в группах
- Темочки
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»).
- Письмом Министерства просвещения России от 13.02.2023 N ТВ-413/03 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования содержание").
3 СЛАЙД
Какие же изменения внесла ФОП ДО в образовательную область «Физическое развитие»?
Было стало
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) Введено понятие – «основная гимнастика», т. е. основные движения, общеразвивающие упражнения;
с 3-х лет - формируется умение организованно выполнять строевые упражнения;
-планируется: ходьба на санках, лыжах, велосипеде, плавание и т. д. ;
- проводится активный отдых (1-2 раза в месяц на свежем воздухе).
с 4-х лет – проводятся физкультурные праздники не более 1,-1,30 (2 р в год).
с 5-ти лет
– проводятся спортивные игры, туризм: пешие прогулки и экскурсии;
– формируются знания о достижениях и истории Российского спорта;
4 СЛАЙД
Центры детской активности … обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности :
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается комплекс из 12 центров детской активности, один их которых:
-Центр двигательной активности.
«Он ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".»
5 СЛАЙД
Исходя из требований ФГОС ДО и ФОП ДО, отличительной чертой в комплектации центра детской активности является :
• содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
• гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
• вариативность, наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей;
• периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
6 СЛАЙД
Требования к центру детской активности :
1. Безопасность размещения: не следует размещать центр детской активности рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Должен соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям, должен вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
3. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
4. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
7 СЛАЙД
Цели и задачи центра детской активности в ДОУ
Цель: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи центра детской активности :
• приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
• правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
• развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
• закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
8 СЛАЙД
Задача воспитателя:
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
9 СЛАЙД
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО
в виде центров
9. Младший дошкольный возраст
Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей
10 СЛАЙД
Средний дошкольный возраст.
В этот период необходимо варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, настольными и дидактическими играми для ознакомления детей с видами спорта.
11 СЛАЙД
Символы олимпиад, иллюстративный материал по видам спорта.
12 СЛАЙД
Старший дошкольный возраст
Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
13 СЛАЙД –
ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ЦЕНТРА
14 СЛАЙД
Комплектация центров
Исходя из задач центра детской активности подбирается оборудование, спортивный инвентарь и атрибуты.
1. Теоретический материал:
• картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
• картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
• картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
• картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
• картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
• картотека считалок (II младшая группа во II половине года);
• иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);
• иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);
• символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
• сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
2. Игры (средние и старшие группы) :
• дидактические игры о спорте (настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.);
• спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
15 СЛАЙД
3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр:
• эмблемы;
• «тихие тренажеры»;
• маски и т. д.
4. Оборудование для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
• мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
• коврики и сенсорные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами;
• бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
• мячики-ежики;
• эспандер (средний и старший возраст).
5. Для игр и упражнений с прыжками:
• скакалки;
• обручи;
• шнуры;
• бруски.
6. Для перешагивания, подъема и спуска:
• бруски деревянные.
Нестандартное оборудование «Осьминог».
16 СЛАЙД
Комплектация центров
7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
• кольцеброс;
• мячи резиновые разных размеров;
• попрыгунчики (средние и старшие группы);
• мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
• корзины для игр с бросанием;
• мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
• кегли;
8. Выносной материал (по возрасту детей) :
• мячи резиновые;
• мяч футбольный (средний и старший возраст);
• бадминтон (старший возраст);
• скакалки;
• обручи;
• лыжи;
• хоккейные клюшки;
• санки и т. д.
9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.
10. Атрибуты для гимнастики:
• ленты;
• флажки и т. д.
17, 18, 19, 20, 21,22,23,24,25,26,27 СЛАЙДЫ
Нетрадиционное спортивное оборудование.
В связи с тем, что дошкольным учреждениям зачастую приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием, педагоги сами или привлекая родителей, изготавливают нестандартное физкультурное оборудование. Важно при его изготовлении учитывать все рекомендации ФГОС по требованиям к физкультурному оборудованию.
Нетрадиционные физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий.
В нашем детском саду педагогами изготовлено огромное количество нетрадиционного физкультурного оборудования разных форм и видов: (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов)
• массажные дорожки
• массажные следы
• массажеры (крышки, гантели, варежки для массажа и захватывания пальцами ног предметов).
• ленточки для поддувания,
• кольцебросы.
28 СЛАЙД
Центр детской активности в детском саду – это обязательный элемент для физического развития детей всех возрастных групп. Важно понимать, чем эффективнее будет организована развивающая предметно-пространственная среда в детском саду, тем будет больше возможностей для стимулирования самостоятельной физической активности у детей.
Всем удачной работы!