Алёна Васильевна Гладкова
Требования ФОП ДО к организации РППС в группах детского сада, внегрупповых помещениях и на прогулочных участках
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ММО
Тема «Требования ФОП ДО к организации РППС в группах детского сада, внегрупповых помещениях и на прогулочных участках. Характеристики пространственной и образовательной среды.» 2024 г.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени».
Е. И. Тихеева
Публикация «Требования ФОП ДО к организации РППС в группах детского сада, внегрупповых помещениях и на прогулочных участках» размещена в разделах
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
Образовательная среда – совокупность условий, направленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно - пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, инвентарем для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.
Такой подход предполагает гибкость среды, отсутствие жесткого зонирования, наличие возможностей для оперативной трансформации пространства, в соответствии со стоящими образовательными задачами, уровнем развития детей, их игровыми замыслами.
ППС отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком.
При конструировании РППС группы мы старались избегать визуальной и фактической перегруженности пространства, так как при переизбыточности среды детям сложно ориентироваться в ней, выстраивать длительные разнообразные игры, интерес к игрушкам и игровому оборудованию быстро снижается и утрачивается. Наполнение среды не препятствует передвижению детей, не создает конфликтных ситуаций из-за пространства, а наоборот – способствует разнообразной деятельности и общению.
Для удобства зонирования среды в группе использованы легкие передвижные ширмы, мягкие модули. Они отвечают критерию нейтральности и могут быть использованы для различных видов деятельности детей. Стараемся, чтобы среда была яркой, интересной, живой, разнообразной, растущей и изменяющейся вместе с ребенком.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с ППС ДОО как:
-оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов и т. п.) и их периодическая переориентация;
-размещение на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций;
-озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОО на зоны активного и тихого отдыха;
-акцентирование внимания дошкольников посредством элементов ППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.
Цифровая и медиа среда становится неотъемлемой частью жизни детей. Современная образовательная среда ДОО предполагает, в том числе, включение цифровых и медиа технологий, различных электронных средств обучения (далее – ЭСО) – интерактивной доски, интерактивной панели, персонального компьютера, планшета, ноутбука. Применение ЭСО в образовательной практике регулируется нормативными документами, согласно которым ЭСО не применяются в работе с детьми до достижения ими пяти лет. Планируя применение цифровых и медиа технологий, нужно ориентироваться на существующие нормативы продолжительности использования ЭСО.
Наша группа называется «Звездочки». Организовывая развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе, мы учитывали возрастные особенности детей, их интересы, гендерные особенности. Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.
Предметно – пространственная среда должна организовываться с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются пять образовательных областей.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Игра- основной вид деятельности наших детей. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно–ролевых игр.
Основное их предназначение: реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта. В нём созданы условия для творческой деятельности детей, формирования игровых умений, воспитания дружеских взаимоотношений. Он включает в себя наличие модулей: «Больница», «Парикмахерская», «Семья». Дети здесь чувствуют себя комфортно. В уголке ряженья дети очень любят надевать разнообразные наряды.
Основное предназначение центра «Безопасность» : расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности. Сектор состоит из различных видов транспорта, есть полицейская фуражка инспектора ДПС, жезл, рули, дорожные знаки и др.
Сектор уединения выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Уютное местечко для отдыха, место уединения и релаксации, где ребёнок может полежать на мягких подушках, отдохнуть и поговорить со сверстниками.
ОО «Познавательное развитие»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал, игрушки для сенсорного развития детей.
Основное предназначение сектора сенсорного развития: расширение познавательного сенсорного опыта для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности. Здесь находится необходимый материал, который помогает закреплять полученные знания и навыки (цвет, форма, величина).
В центре экспериментирования имеются предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие предметы, пипетки; красители; природные материалы, образцы тканей и другой материал для проведения экспериментов.
Основное предназначение центра познавательного развития: расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности. Оснащен данный сектор календарем природы, инвентарем для ухода за растениями, муляжами овощей и фруктов, фигурками домашних и диких животных.
ППС группы отражает традиционные российские ценности и способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Основное предназначение центра конструктивной деятельности: проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности, развитие ручной умелости, творчества, выработка позиции творца. Данный центр практичен и мобилен, т. к. всё его содержание находится на полочках в контейнерах. Этот сектор пользуется большим спросом, особенно у мальчиков, ребята с большим удовольствием строят постройки на ковре, на столе и обыгрывают с помощью игрушек и машинок.
ОО «Речевое развитие»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, формирование словаря. Имеется картотека артикуляционных игр и упражнений. Книжный уголок играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, умения самостоятельно работать с книгой, формировании навыка слушания, формировании и расширении представлений об окружающем.
В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу с яркими иллюстрациями и спокойно рассмотреть ее. Он наполнен детскими книгами, соответствующими возрасту детей и программе.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Основное предназначение центра театрализации: формирование желания самостоятельно и совместно с педагогом заниматься театральной деятельностью. Здесь дети объединяются и раскрываются
Основное предназначение центра музыки: развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В группе есть магнитофон, диски с песенками, сказками.
В уголке рисования находится материал и оборудование для художественно – творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. Основное предназначение: преобразование познавательного опыта в продуктивную деятельность, развитие ручной умелости, творчества.
Здесь дети свободно рисуют, пользуются различными материалами изо деятельности.
Одной из основополагающих областей развития ребенка является
ОО «Физическое развитие».
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки, различный спортивный инвентарь.
Центр наполнен необходимым оборудованием.
В информационном секторе для родителей мы помещаем необходимую информацию: консультации, объявления, поздравления.
Наша группа имеет прогулочный участок, где есть клумбы с однолетними и многолетними насаждениями.
В образовательной практике активно используем проектную деятельность. В ходе проектной деятельности постепенно дополняем РППС группы необходимыми предметами, изображениями, детской литературой, связанными с темой проекта, организуем мини-музеи в группе, выставки продуктов детской деятельности или фотовыставки по теме проекта.
Федеральная программа не устанавливает жестких требований к организации пространства в ДОО, оставляя за каждой конкретной ДОО право проектирования РППС.
Обучающиеся ДОО и их родители, наравне с педагогами – полноправные участники образовательных отношений. Организация развивающей среды ДОО с опорой на увлечения и предпочтения детей способствует их всестороннему развитию, построению гармоничных, доверительных отношений между педагогом, ребенком и его родителями.
Выводы:
развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, позволяет нам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоение навыков и умений, развивать их любознательность, творчество и коммуникативные способности, позволяет обеспечивать максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор деятельности, степени участия в ней, способа взаимодействия с окружающими.
Развивающая предметно- пространственная среда соответствует требованиям ФГОС.