Приложение МААМ

Методы и приёмы при рассматривании картин

Людмила Гераськова
Методы и приёмы при рассматривании картин
▼ Скачать + Заказать документы

ДОУ «Лесовичок»

Выступление на методическом объединении

тема: «Методы и приёмы при рассматривании картин»

Подготовила и выступила:

Воспитатель – Гераськова Л. А.

Королёв, 2019г.

В основе рассказывания по картине, лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях, но и положительно влияет на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже застенчивых деток.

Требования к подбору картин

Публикация «Методы и приёмы при рассматривании картин» размещена в разделах

младший возраст (3-5 лет).

Содержание картины должно быть детям доступно. На картине должно быть изображено то, что детям знакомо (по программе, игры со знакомыми игрушками, некоторые домашние животные, дикие (лиса, заяц). В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний.

Композиция картины должна быть простой т. е. :

картины одноплановые;

Количество персонажей от 1 до 4.

Старший возраст (5-7лет).

Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.

а) труд взрослых

б) дикие животные.

Композиция картины уже более сложная, то есть:

Картины многоплановые;

Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения.

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям

Подготовка к восприятию картины.

Детям предлагается для рассмотрения картина, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранее, сначала детей необходимо подготовить к восприятию картины.

Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.

Опора на опыт детей – беседа о том, что дети уже видели, что происходило в их жизни.

Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие-либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.

Использование небольших поэтических произведений, загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов.

После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

Рассматривание картины

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.

Приемы при рассматривании картины.

Работа над названием картины, кличками персонажей;

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

Что вы видите на картине?

Например: на картине дети

Что делают дети?

(Играют с кубиками, строят)

Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина.

Например, а как играет мальчик Коля.

М-К катит грузовик, везёт кирпичи для строительства

Вопросы требующие сопоставления фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему.

Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большей степени способствуют развитию речи детей.

Вопросы для перехода от одного персонажу к другому.

Итак, мы рассмотрели –как мальчик играет, а как девочка играет.

Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом, вопросы о предшествующих и последующих событиях изображённых на картине, такие вопросы задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе воспитатель ставит вопросы следующим образом:

Как вы думаете, что говорит мальчик?

Что говорит девочка?

Работа над названием картины.

Она проходит только после вопросов.

В младшей и средней группе название говорит сам воспитатель.

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

Работа с именами и кличками.

В младшем и среднем возрасте можно использовать имена детей из группы, этот прием помогает приблизить персонажи к детям.

В старшем дошкольном возрасте, как правило дети придумывают имена и клички животных самостоятельно. Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. В конце рассматривания воспитатель говорит фразу, которой подводит итог.

Н-р. Сегодня мы узнали, как Таня и Саша играют. После рассматривания воспитатель предлагает послушать, что они рассмотрели.

Рассказ воспитателя.

Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

А) рассказ воспитателя должен быть длинным.

Младший и средний возраст – от 7 до 13 предложений.

Старшие – подготовительные - 13-18 предложений.

Б) чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.

В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через некоторое время по этой картине будут детей учить составлять рассказ.

Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины.

Общие принципы обучения рассказыванию.

Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему, какова последовательность изложения.

Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия, повторяя его дети учатся составлять рассказ. Если при повторении образца, дети включают свое, воспитатель за это их хвалит, поощряя творчество.

В старшей группе образец дается в конце занятия что бы показать детям, как еще можно было составить рассказ, что бы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказами воспитателя.

Приемы указания к составу рассказа.

Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить (начало, середина, конец)

Прием - анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе. Анализ должен даваться после каждого рассказа, чтобы дети стремились подрожать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

Что воспитатель отмечает в детских рассказах.

Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного;

Внимательность;

Полноту рассказа (начало, середина, конец).

Последовательность.

Выразительность изложения (подсказывает воспитатель)

Рассматривание картины

«Грачи прилетели»

(Саврасова)

Старший возраст

Тает снег

Ожил ручей

День прибывает

Когда это бывает

(весной).

Послушайте стихотворение Плещеева «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

Чиста небесная глазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля, тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

Ребята сегодня мы познакомимся с картиной великолепного художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Как вы думаете, что интересного мог увидеть художник, возможно во время прогулки, что в дальнейшем решил изобразить в своей картине?

Возможные варианты ответов: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Расскажите о грачах, изображённых на этой картине, что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, шумливые. Они громко кричат, делятся впечатлениями, о далеком путешествии на свою любимую Родину. Они счастливы, что вернулись домой. Возможно они рассказывают друг, другу о своих планах на будущее. Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезда?

(здесь спокойно, тихо, красиво)

Это окраина села, видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи?

(грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустится листва, гнезд не будет видно в кроне дерева.

Ребята, а есть ли на картине солнце?

Ответы детей:

Как вы догадались?

Ответы детей:

Оно скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака.

Облако нежно - желтого цвета. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то спрячется.

Что можно сказать о небе?

Какое весеннее небо?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами, (с пушистыми облаками, задумчивое, хмурое)

Ребята обратите внимание, на земле ещё лежит снег. Что вы можете о нём сказать, какой он? (потемневший, рыхлый, серый, подтаявший)

Ребята закройте глаза и представьте, что мы оказались в этой картине, что вы чувствуете, какая там погода.

(Немного холодно, чувствуется свежесть, сыро от подтаявшего снега)

Ну что ребята, понравилась вам картина?

Кто желает составить рассказ?

Как составить рассказ по картинке

1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что он делает?

В какой позе он нарисован?

Какое у него лицо (морда?

Его возраст.

Во что он одет, какого цвета его одежда?

Какое время года изображено на рисунке?

Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

2) Описание рисунка, где изображено несколько персонажей. Вопросы к ребенку:

Кто изображен на рисунке?

Что они делают?

Что делает первый персонаж?

Какое у него лицо (морда?

Его возраст.

Во что он одет, какого цвета его одежда?

Что делает второй персонаж?

Какое у него лицо (морда?

Его возраст.

Во что он одет, какого цвета его одежда?

Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подру­житься).

Какое время года изображено на рисунке?

Что находится в центре картинки?

Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками»Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» - для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Методические приёмы для проведения физкультурного досугаМетодические приёмы для проведения физкультурного досуга Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Методические приёмы при разучивании песни «Зайчик» Методические приемы при разучивании песни: "Зайчик" музыка М. Старокадомского,слова М. Клокова Диапазон песни: ре - си Программное содержание.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы при рассматривании картин
Опубликовано: 18 октября 2022 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы при рассматривании картин» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гераськова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД