Юлия Яковлева
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: подытожить и поделиться педагогическим опытом в работе по освоению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Публикация «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» размещена в разделах
Предпосылки к учебной деятельности - это определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. К этим предпосылкам в личностном аспекте можно отнести познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, сформированность внутренней позиции школьника, включая готовность к принятию новой социальной роли, новый круг обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Дошкольник хочет учиться, потому что статус ученика открывает ему путь в мир взрослости (социальный мотив) и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить на данном уровне (познавательный мотив).
Регулятивные предпосылки включают в себя, прежде всего, осознанное отношение к целеполаганию как основе для постановки, принятия и понимания учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще нужно узнать; оценку и волевую саморегуляцию как стремление к волевому усилию и преодолению затруднений. К данному аспекту следует отнести умения увидеть и осознать проблему; наметить цель; совместно со взрослыми или сверстниками спланировать действия (установить их последовательность); спрогнозировать результат; соизмерить способ действия с заданным образцом; скорректировать план и способ действия (внести дополнительные изменения); выполнить намеченный план действий и проанализировать их результаты, сравнив с начальной целью и планируемым результатом. На ступени дошкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольного поведения. Произвольность подразумевает способность ребенка выстраивать и контролировать свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.
К познавательным предпосылкам учебной деятельности следует отнести развитое дифференцированное восприятие; умение удерживать внимание; аналитическое мышление, выражающееся в способности осмысления основных связей между предметами и явлениями; навыки логического запоминания; умение воссоздавать образец; а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Особого внимания заслуживает стимулирование познавательной активности и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, так как это ведущие мотивы учебной деятельности.
К коммуникативным предпосылкам обучения в школе мы предлагаем отнести умения учитывать позицию собеседника, выстраивать отношения сотрудничества с учителями и сверстниками, приводить доводы, выражать свое мнение. В дошкольном возрасте развиваются такие коммуникативные универсальные учебные действия детей, как способность к децентрации (умение встать на позицию партнера) при выполнении игровых, коммуникативных, трудовых действий. У детей формируются навыки согласования действий, соблюдения их очередности; умения проявлять выдержку, действовать в паре или группе: прислушиваться друг к другу, меняться ролями. Активное стремление к общению со сверстниками способствует формированию «детского общества». Содержательное общение со сверстниками становится важной составляющей полноценного развития личности старшего дошкольника.
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, в процессе формирования предпосылок к предстоящему обучению следует не забывать о самоценности данного периода детства и о том, что для дошкольников самым органичным видом деятельности являются игры: сюжетно-ролевые, коммуникативные (общение и согласование действий со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательские (изучение объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними, конструирование из различных материалов (пластиковых наборов, бумаги, природного и иного материала, музыкальные игры (восприятие и осмысление музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, подвижные игры (овладение основными видами движений, изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация); а также прослушивание читаемых художественных и фольклорных произведений и их интерпретация.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по программе «От рождения до школы»
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про- являет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Социально Коммуникативное развитие
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
Познавательное развитие
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Речевое развитие
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. Знаком с произведениями детской литературы.
Художественно Эстетическое развитие
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Физическое развитие
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым усилиям. Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Вывод.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.