Елена Игоревна Банщик
Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов
Северного округа на тему
"Организация деятельности педагога-психолога
в соответствии с ФОП ДО"
Психолого-педагогическое сопровождение и новый Федеральный образовательный стандарт ставит в каждом образовательном учреждении новые задачи, в том числе эти задачи будет решать и педагог-психолог в дошкольной образовательной организации независимо от того, есть ли служба психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении или нет.
Слайд 2 Новые задачи педагога-психолога:
Публикация «Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
1)В первую очередь, это создание системы психологического сопровождения в ДОУ в условиях введения новых стандартов в образовательном процессе.
Кто же будет главной фигурой психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении? В любом случае это будет педагог и необходимо придерживаться той концепции, где педагог является главной основной фигурой сопровождения, а педагог-психолог - помощник, партнёр, человек, который снабжает воспитателя необходимым инструментарием. Это позволяет осуществлять грамотно, с комплексным подходом сопровождение ребёнка на всех образовательных этапах.
2)Безусловно важной задачей, которая отражается в стандарте, является психолого-педагогическое просвещение. В данном случае мы говорим о воспитателях, родителях, о всех тех людях, которые работают в дошкольном образовательном учреждении (помощники воспитателей, администрация ДОУ). Педагог-психолог как сам занимается саморазвитием, повышением квалификации, осваивает новые подходы, знакомится с особенностями требований к актуальной ситуации развития, в которой находится образовательная организация, так и постоянно занимается просвещением всех участников образовательных отношений.
3) Ещё одной задачей педагога-психолога в новых условиях является взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий детей, а также формирование развивающей траектории всего образовательного учреждения.
4) Следующая задача будет отражаться как в практической деятельности, так и в отчётной деятельности педагога-психолога и всего образовательного учреждения. Поэтому необходим методический пакет материалов, позволяющий осуществлять, отслеживать процесс психолого-педагогического сопровождения детей. Естественно, сюда будет входить и диагностический блок и блок, связанный с реализацией программы сопровождения, рекомендации родителям, педагогам, всем участникам образовательных отношений.
Слайд 3 Возможные проблемыПедагоги-психологи выявили ряд проблем при внедрении нового образовательного стандарта. Какие же это проблемы?
1) Недостаточная просвещённость педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с новым стандартом.
2) Не в каждом образовательном учреждении существует, практикуется системный подход как к мониторингу, так и сопровождению психологического и личностного развития воспитанников ДОУ.
3) Не везде есть единый банк (комплект) психодиагностического инструментария, связанного с реализацией программ комплексного сопровождения, как коррекционно-развивающих, так и психопрофилактических.
Слайд 4 Цель деятельности педагога-психолога
Таким образом, обобщая о чём говорилось выше, можно выделить цель деятельности педагога-психолога в современных условиях - это создание здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать развитию личности дошкольника посредством формирования эмоционально комфортных и психологически безопасных условий для его развития и социализации. Конечно, здесь говорится обо всех детях, и о детях с ограниченными возможностями здоровья или особенностями здоровья, и об одарённых детях и детях группы социального риска.
Слайд 5 Функции деятельности педагога-психолога
Для того, чтобы построить работу в современных условиях, не стоит забывать о тех функциях, которые выполняет любой педагог-психолог в соответствии со своим профессиональным стандартом и с содержанием работы педагога-психолога любой образовательной организации, будь-то дошкольное образовательное учреждение, будь-то школа или учреждение профессионального образования.
Конечно же, это:
- сопровождение, экспертиза безопасности среды;
- консультирование субъектов образовательного процесса;
- коррекционно-развивающая работа;
- все виды диагностики;
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
- профилактика, сохранение и укрепление физического, психическогои социального здоровья участников образовательного процесса.
Слайд 6 Направления деятельности педагога-психолога
Исходя из вышеперечисленных функций, можно сформулировать следующие направления деятельности педагога-психолога, которые являются сейчас наиболее чётко отвечающими требованиям современного Федерального образовательного стандарта:
- Создание комфортной и безопасной среды, содействие сохранению всех компонентов здоровья и эмоционального благополучия участников образовательных отношений.
Обратите внимание, мы здесь не выделяем только ребёнка, потому что здоровье педагога, физическое и социальное здоровье родителей, здоровье вообще всей среды - это залог здоровья ребёнка.
Невозможно создать идеальных условий, мы не можем влиять на здоровье членов семьи ребёнка, но мы можем попытаться создать такую среду, которая будет оказывать благотворное воздействие, в том числе на эмоциональное благополучие.
- Психолого-педагогический мониторинг процесса развития ребёнка.
Этот процесс необходимо выстраивать с изучения анамнеза (например, в виде развёрнутой анкеты для родителей, а так же использовать наблюдение с помощью специальных диагностических карт и изучать образцы продуктивной деятельности ребёнка. Естественно, мы будем заниматься психологическим тестированием, если это будет необходимо. Анкетирование нужно проводить не только с родителями, но и с педагогами, что позволит выяснить их взгляд на разные аспекты развития ребёнка.
Такой комплексный подход к наблюдению является наиболее отвечающим требованиям.
- Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
Кто входит в эту группу?
Это не только ребёнок с особенностями здоровья, это не только одарённый ребёнок, причём одарённый как интеллектуально, так и физически и творчески одарённый, это так же ребёнок "группы риска" и ребёнок, находящийся в социально-опасном положении. Сюда же относятся дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы ДОУ.
Таким образом, в эту группу рано или поздно попадает любой ребёнок.
- Профилактическое направление.
Позволяет нам выделить те проблемы, которые мы необходимо предупреждать: это и поведенческие проблемы, проблемы в эмоционально-волевой сфере, так как всё больше становится таких детей (вспыльчивые, замкнутые, застенчивые, эмоционально нестабильные и т. д.)
- Сопровождение инклюзивного образования.
Здесь в фокусе внимания не только ребёнок с ОВЗ, но и педагог, который работает в группе инклюзивного образования и родители этого ребёнка и, окружающая его, педагогическая среда.
- Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.
Данное направление помогает нам решать задачи первого направления особенно с введением новых стандартов, бесконечных отчётов. Эмоциональное выгорание свойственно в той или иной мере всем педагогам, поэтому педагогу-психологу необходимо уделять внимание этой работе.
- Но и главное направление - это разработка и реализация программ психолого-педагогического сопровождения (индивидуально и системно ориентированных)
Слайд 7 Многоуровневая модель сопровождения
Наиболее эффективная модель сопровождения на сегодняшний день - многоуровневая.
Первый уровень - педагоги, родители и ближайшее окружение. Дома - это родители, в саду - воспитатель, который видит настроение ребёнка, его особенности.
Второй уровень - педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед или коррекционный педагог. Это специалисты, которые организовывают в образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение.
Третий уровень - специализированные службы: кризисные службы, специалисты ПМПК и др. Знать о возможностях кризисной службы, вовремя предоставить информацию родителям и педагогам - это задача педагога-психолога.
Получается, второй уровень выступает в роли мостика от третьего уровня к первому, т. е. такая модель позволяет каждому найти своё место в системе сопровождения и организовывать эту систему сопровождения наиболее эффективным и профессиональным способом.