МААМ-картинки

Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО

Елена Игоревна Банщик
Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов

Северного округа на тему

"Организация деятельности педагога-психолога

в соответствии с ФОП ДО"

Психолого-педагогическое сопровождение и новый Федеральный образовательный стандарт ставит в каждом образовательном учреждении новые задачи, в том числе эти задачи будет решать и педагог-психолог в дошкольной образовательной организации независимо от того, есть ли служба психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении или нет.

Слайд 2 Новые задачи педагога-психолога:

1)В первую очередь, это создание системы психологического сопровождения в ДОУ в условиях введения новых стандартов в образовательном процессе.

Кто же будет главной фигурой психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении? В любом случае это будет педагог и необходимо придерживаться той концепции, где педагог является главной основной фигурой сопровождения, а педагог-психолог - помощник, партнёр, человек, который снабжает воспитателя необходимым инструментарием. Это позволяет осуществлять грамотно, с комплексным подходом сопровождение ребёнка на всех образовательных этапах.

2)Безусловно важной задачей, которая отражается в стандарте, является психолого-педагогическое просвещение. В данном случае мы говорим о воспитателях, родителях, о всех тех людях, которые работают в дошкольном образовательном учреждении (помощники воспитателей, администрация ДОУ). Педагог-психолог как сам занимается саморазвитием, повышением квалификации, осваивает новые подходы, знакомится с особенностями требований к актуальной ситуации развития, в которой находится образовательная организация, так и постоянно занимается просвещением всех участников образовательных отношений.

3) Ещё одной задачей педагога-психолога в новых условиях является взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий детей, а также формирование развивающей траектории всего образовательного учреждения.

4) Следующая задача будет отражаться как в практической деятельности, так и в отчётной деятельности педагога-психолога и всего образовательного учреждения. Поэтому необходим методический пакет материалов, позволяющий осуществлять, отслеживать процесс психолого-педагогического сопровождения детей. Естественно, сюда будет входить и диагностический блок и блок, связанный с реализацией программы сопровождения, рекомендации родителям, педагогам, всем участникам образовательных отношений.

Слайд 3 Возможные проблемыПедагоги-психологи выявили ряд проблем при внедрении нового образовательного стандарта. Какие же это проблемы?

1) Недостаточная просвещённость педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с новым стандартом.

2) Не в каждом образовательном учреждении существует, практикуется системный подход как к мониторингу, так и сопровождению психологического и личностного развития воспитанников ДОУ.

3) Не везде есть единый банк (комплект) психодиагностического инструментария, связанного с реализацией программ комплексного сопровождения, как коррекционно-развивающих, так и психопрофилактических.

Слайд 4 Цель деятельности педагога-психолога

Таким образом, обобщая о чём говорилось выше, можно выделить цель деятельности педагога-психолога в современных условиях - это создание здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать развитию личности дошкольника посредством формирования эмоционально комфортных и психологически безопасных условий для его развития и социализации. Конечно, здесь говорится обо всех детях, и о детях с ограниченными возможностями здоровья или особенностями здоровья, и об одарённых детях и детях группы социального риска.

Слайд 5 Функции деятельности педагога-психолога

Для того, чтобы построить работу в современных условиях, не стоит забывать о тех функциях, которые выполняет любой педагог-психолог в соответствии со своим профессиональным стандартом и с содержанием работы педагога-психолога любой образовательной организации, будь-то дошкольное образовательное учреждение, будь-то школа или учреждение профессионального образования.

Конечно же, это:

- сопровождение, экспертиза безопасности среды;

- консультирование субъектов образовательного процесса;

- коррекционно-развивающая работа;

- все виды диагностики;

- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;

- профилактика, сохранение и укрепление физического, психическогои социального здоровья участников образовательного процесса.

Слайд 6 Направления деятельности педагога-психолога

Исходя из вышеперечисленных функций, можно сформулировать следующие направления деятельности педагога-психолога, которые являются сейчас наиболее чётко отвечающими требованиям современного Федерального образовательного стандарта:

- Создание комфортной и безопасной среды, содействие сохранению всех компонентов здоровья и эмоционального благополучия участников образовательных отношений.

Обратите внимание, мы здесь не выделяем только ребёнка, потому что здоровье педагога, физическое и социальное здоровье родителей, здоровье вообще всей среды - это залог здоровья ребёнка.

Невозможно создать идеальных условий, мы не можем влиять на здоровье членов семьи ребёнка, но мы можем попытаться создать такую среду, которая будет оказывать благотворное воздействие, в том числе на эмоциональное благополучие.

- Психолого-педагогический мониторинг процесса развития ребёнка.

Этот процесс необходимо выстраивать с изучения анамнеза (например, в виде развёрнутой анкеты для родителей, а так же использовать наблюдение с помощью специальных диагностических карт и изучать образцы продуктивной деятельности ребёнка. Естественно, мы будем заниматься психологическим тестированием, если это будет необходимо. Анкетирование нужно проводить не только с родителями, но и с педагогами, что позволит выяснить их взгляд на разные аспекты развития ребёнка.

Такой комплексный подход к наблюдению является наиболее отвечающим требованиям.

- Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

Кто входит в эту группу?

Это не только ребёнок с особенностями здоровья, это не только одарённый ребёнок, причём одарённый как интеллектуально, так и физически и творчески одарённый, это так же ребёнок "группы риска" и ребёнок, находящийся в социально-опасном положении. Сюда же относятся дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы ДОУ.

Таким образом, в эту группу рано или поздно попадает любой ребёнок.

- Профилактическое направление.

Позволяет нам выделить те проблемы, которые мы необходимо предупреждать: это и поведенческие проблемы, проблемы в эмоционально-волевой сфере, так как всё больше становится таких детей (вспыльчивые, замкнутые, застенчивые, эмоционально нестабильные и т. д.)

- Сопровождение инклюзивного образования.

Здесь в фокусе внимания не только ребёнок с ОВЗ, но и педагог, который работает в группе инклюзивного образования и родители этого ребёнка и, окружающая его, педагогическая среда.

- Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.

Данное направление помогает нам решать задачи первого направления особенно с введением новых стандартов, бесконечных отчётов. Эмоциональное выгорание свойственно в той или иной мере всем педагогам, поэтому педагогу-психологу необходимо уделять внимание этой работе.

- Но и главное направление - это разработка и реализация программ психолого-педагогического сопровождения (индивидуально и системно ориентированных)

Слайд 7 Многоуровневая модель сопровождения

Наиболее эффективная модель сопровождения на сегодняшний день - многоуровневая.

Первый уровень - педагоги, родители и ближайшее окружение. Дома - это родители, в саду - воспитатель, который видит настроение ребёнка, его особенности.

Второй уровень - педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед или коррекционный педагог. Это специалисты, которые организовывают в образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение.

Третий уровень - специализированные службы: кризисные службы, специалисты ПМПК и др. Знать о возможностях кризисной службы, вовремя предоставить информацию родителям и педагогам - это задача педагога-психолога.

Получается, второй уровень выступает в роли мостика от третьего уровня к первому, т. е. такая модель позволяет каждому найти своё место в системе сопровождения и организовывать эту систему сопровождения наиболее эффективным и профессиональным способом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 12:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности педагога-психолога в соответствии с ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД