Ирина Бычина
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на конкурсе «Лесенка успеха»
(слайд 1)
Есть рисование обычное :
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
(слайд 2)
Включают множество идей
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
(слайд 3)
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Это позволило определить цель данной работы: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».
Нужно помнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от пальцев образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(Слайд 4)
Сравнивая результаты диагностики по изобразительной деятельности за несколько лет, пришли к выводу, что дети показывают хорошие результаты по критериям: Умение правильно держать кисть, карандаш;
, наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
изображать простейшие предметы и явления в действительности. Одновременно проявились и низкие способности детей :
(слайд 5)
Подводя итоги диагностики, стало понятно, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы углублённо изучалась методическая литература, выделились критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, умение, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию, побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
(слайд 6)
Для этого была разработана программа кружка с использованием нетрадиционной техники рисования, включающая систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности по рисованию.
(слайд 7)
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
(слайд8) Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные способы рисования помогают в этом.
(слайд 9)
Кроме всего вышесказанного, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие
(слайд 10)
Для развития осязания можно использовать множество предметов, разнообразных на ощупь. Поэтому, очень важно предоставить ребенку, богатый выбор «необычных изобразительных материалов» : мятую бумагу, пуговицы, нитки, веревки, проволоку, пробку, фольгу, поролон и многое другое.
(слайд11)
В работе используются такие формы организации и проведения занятий: как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов. (слайд 12)
Перед любым своим занятием
Стараюсь все предусмотреть.
Решить, а будет ли понятно?
(слайд13)
Сумеют дети все успеть?
Подробно и доступно технологию
Вначале я ребятам объясняю.
(слайд14)
И если что-то вдруг не получается,
Конечно же, на помощь прибегаю.
Ребята с интересом стали слушать:
Занятие-игра, в нем нету скуки. Здесь можно даже правила нарушить:
(слайд 15)
Проведенная работа позволила сделать соответствующие выводы: возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми создает потенциал для развития их воображения, мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. У детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
(16)
Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Результаты диагностики выявили положительную динамику развития изобразительного творчества дошкольников, высокий уровень освоения программы повысился на 8 %.
(17)
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства, чтобы период детства запомнился им как веселый праздник.